Перейти к основному содержанию

Недопустимые изменения

Новая образовательная программа для средней школы вместо уменьшения уроков предусматривает их увеличение
28 января, 19:27

28 января, завершилось общественное обсуждение новой типовой образовательной программы для 5-9 классов. Она создается для детей, которые будут учиться по новым государственным стандартам базового среднего образования в рамках реформы «Новая украинская школа». Фактически это касается школьников, которые сейчас учатся в четвертом классе НУШ. В средней школе их должно ждать логическое продолжение того же формата обучения, которое апробировалось в начальной.

Главное отличие новой программы от ныне действующей должно было заключаться в разгрузке школьников. Математика, украинский и английский языки, информатика и естественные науки должны быть как обязательные, а другие предметы, наподобие этики или основ здоровья, могли бы изучаться как вариативные. «Учебные заведения могут самостоятельно определять количество учебных часов на изучение каждой образовательной области, — объясняли в МОН. — Это позволяет перераспределять учебные часы между областями на овладение учебными предметами и интегрированными курсами, а также на выборочные образовательные компоненты и учитывать особенности организации образовательного процесса и образовательные потребности учащихся».

 Но, похоже, потребности учащихся в итоге учли меньше. Как проанализировали активисты ОО «Смарт образование», вместо разгрузки получим, наоборот, — еще больше нагрузки. «Сейчас дети в 4 классе (по ГОСТу НУШ) имеют недельную нагрузку 23 часов без физкультуры, а Типичная образовательная программа для 5 класса предлагает нагрузку 28 часов без учета физкультуры, — объясняла в ФБ соучредитель «Смарт образования» Иванна КОБЕРНИК. — Это значит, что с переходом в 5 класс школьники будут иметь 4 дня в неделю по 6 уроков и один день — по 7. Это неоправданная и неэффективная нагрузка на 10-летних детей, которые при переходе в 5 класс должны адаптироваться к новым учителям, новым предметам, новым условиям обучения. В 7-м, 8-м и 9-м классах типичная учебная программа предлагает увеличить недельную нагрузку в соответствии с 35, 36 и 36 часами (включая уроки физкультуры), что означает по 8 уроков по меньшей мере 4 дня в неделю. Учителя-практики и психологи неоднократно подчеркивали: шестые и седьмые уроки — это непродуктивное время, а возможности поставить всем детям сейчас искусство или физкультуру школы не имеют, соответственно — дети будут страдать, а образовательный процесс будет неэффективный».

И это без учета времени на домашнее задание, вместе с ним у учащихся будет полноценный рабочий день, как и у их родителей. ОО «Смарт образование» подготовила к МОН письмо, отмечая, что такие изменения в типовой образовательной программе для 5-9 классов — недопустимы. С другой стороны, школа имеет право сама определять недельную нагрузку для своих учеников. Возможно, заведение, которое не боится инноваций и идет навстречу детям, так и сделает. По словам Иванны Коберник, беда в том, что от количества часов зависит оплата труда учителей: «Любое предложение уменьшить количество уроков встретит сопротивление учителей. И так будет происходить, пока не будет осуществлена реформа оплаты труда педагогических работников, которая бы вывела детей из роли заложников».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать