Перейти к основному содержанию

(НЕ)видимый пантеон

Что нужно сделать, чтобы знать СВОИХ и не стесняться их восхвалять?
13 ноября, 16:59

На осенних каникулах ученики винницкой школы № 3 ездили на фестиваль уличных игр в Анкаре, столице Турции. Программа пребывания детей предусматривала не только соревнования, но и экскурсии. В первый день винничане посетили один из самых любимых памятников местных жителей — мавзолей Мустафы Кемаля, которого в народе называли Ататюрк (отец турков). Благодаря огромному вкладу этого реформатора Турция за короткое время достигла западного уровня жизни. Детям несколько часов рассказывали о деятельности Мустафы и других деятелей, которые отдали или посвятили свою жизнь государству. Вместе с украинскими детьми экскурсию слушали и турецкие. Точно не в первый раз. Но ни один из них не осмеливался отвлечься, «посидеть» в телефоне или пошептаться с другом.

«Мы приехали по приглашению директора одной из местных школ Самиса Оуза, который заботится о всестороннем развитии своих воспитанников. Большинство уроков в их школе проходят на свежем воздухе в активной форме. Откуда и возникла идея провести международный фестиваль уличных игр, во время которых дети имеют возможность усовершенствовать свои навыки по английскому языку, а также весело и активно провести время, — рассказывает учительница английского языка школы № 3 города Винницы Ольга ЗАЕЦ. — Так случилось, что наш визит совпал с Днем провозглашения Турецкой Республики, коллеги предложили показать нашим детям свои «места силы». В первый день пребывания мы посетили мавзолей Мустафы Кемаля — величественное место. Даже в деталях чувствуется, что это действительно очень уважаемый человек. Представьте, главная площадь специально выложена таким образом, чтобы человек очень внимательно смотрел под ноги, потому что может упасть, — таким образом он склоняет голову перед величественной фигурой. Поражало чувство достоинства и патриотизма, которое проявляется в быту и общении. Это гордый народ, который не боится смотреть в «зеркало» своей истории, потому что знает ее и уважает тех, кто отдал свою жизнь за Родину».

«ПЕРВОЕ — СОХРАНЕНИЕ, ВТОРОЕ, — РАЗВИТИЕ И ТРЕТЬЕ — СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОМОУШН»

Удивительным образом даже сейчас услышанное в школе от учителя, увиденное в украинских фильмах или прочитанное в книгах контрастирует с реальным отношением к тем, кто отдал свою жизнь за построение Украины, отмечает депутат Винницкой областной рады, общественный деятель Владимир БАРЦЕСЬ. Благодаря тому, что мы имеем разную историческую память, каждый видит свой «порог». Поэтому вынуждены время от времени, набивая «шишки», возвращаться в несколько веков назад и искать правду о «материнской» церкви или кровавом Батурине.

Лариса ИВШИНА: Сегодня мы имеем, еще имеем шанс создать собственное будущее, очень важно предложить обществу максимально разноцветную «палитру» возможных вариантов. Очевидно, в Украине достаточно сторонников республики. Правда, они пока не дали ожидаемого результата. Поэтому поучительным примером для нас может стать стойкость, которую проявили в свое время европейские страны с конституционной монархией. В частности Испания, где монархия стала «мостом-посредником», который помог «связать времена» и в то же время перевести общество от диктатуры к демократии. Нельзя жить, не заглядывая за горизонт. Историческая политика — это в первую очередь важный акт державотворчества. Когда мы (не только элита, но и народ) берем на себя ответственность за 25 лет — это один формат, а ответственность за тысячу — совсем другой...

«Причина в бессистемности. Исполнительные органы власти не хотят, не умеют и не работают над вопросом: первое — сохранение, второе, — развитие и третье — соответствующий промоушн мест нашей идентичности, — отмечает Владимир Барцесь. — Не так давно в рамках патриотического воспитания в нашей области состоялась экскурсия по местам казацкой славы при участии школьников и студентов. Ездили в Калык, где стоял полк Ивана Богуна, Дашев, Тульчин, Ямполь, то есть посещали места казацкой славы. Но — это была инициатива общественности, людей, которые работают в общественном секторе. А нужно, чтобы власть предлагала, выдвигала свое стратегическое виденье, предложения, идеи, причем рассчитанные на разные группы население. Так, акцент нужно делать на молодежь, но не стоит сбрасывать со счетов и людей старшего поколения, которые фактически не знают о богатстве своего государства, потому что в коммунистический период им не рассказывали о борцах за независимость, аристократах и их имениях, от них скрывали места нашей силы — естественные, исторические, культурные.

Нужна целеустремленная система поддержки и промоушна, некие «курсы повышения квалификации» для всех — от мала и до велика. Даже если взять Винницу, то все едут смотреть на фонтан, хотя стоят внимания и другие объекты. Сейчас, например, проводится реконструкция фортификационного комплекса «Муры». Это лишь первый шаг, следующим, которого мы добиваемся вместе с общественными радами, станет создание на территории комплекса музея под открытым небом. Это, кстати, предложение и работников Винницкого областного краеведческого музея. Но мы до сих пор сталкиваемся с определенным непониманием со стороны исполнительной власти, которая, как бюрократы, долго рассматривает актуальные предложения. Так что уж говорить о предложении создать пантеон героев и перезахоронить  прах Своих великих — Орлика, Мазепу, Коновальца, Бандеру. Несмотря на то, что Украина восстановила свою независимость еще в 1991 году, сейчас она не готова к возрождению исторической правды. Многие страницы прочитываются и изучаются, но тома остаются в пыли на полках».

«ЧТОБЫ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЭТОГО ЛАБИРИНТА, НУЖНО ОПЯТЬ ВЕРНУТЬСЯ В ИСТОРИЮ»

Пока государство не захочет знать и помнить павших воинов Армии УНР, Галицкой армии, Карпатской сечи, УПА, украинцы будут строить мнимые пантеоны Великих, где каждый будет выбирать Своих. Мы стесняемся или боимся достойных героев, говорит доктор исторических наук, профессор КВУЗ «Винницкая академия непрерывного образования» Алексей СТРУКЕВИЧ. Сложить расхристанную национальную память, склеить ее крепким клеем может государственная политика — но нынешний политический истеблишмент, который длительное время был на содержании Кремля, до сих пор не может избавиться от постколониального синдрома.

«Во время организации процесса Союза освобождения Украины, которую, считалось, возглавлял сначала Грушевский, а затем Ефремов, один из следователей по фамилии Брук сказал следующие слова: «Мы понимаем, для чего нам нужно это дело, чтобы поставить украинскую интеллигенцию на колени, а кто не станет, тот будет уничтожен». Так вот, за период с 1917 по 1947 год было уничтожено четыре пятых интеллигентов. Украинцы не стали на колени — а мы до сих пор считаем себя никчемным и второстепенным народом. В довоенной Украине все государственные должности, хозяйственные и в сфере культуры, занимали представители российского господствующего этноса, которых сюда направляли в командировку «для работы с хохлами». Они, руководя Украиной, не интересовались украинскими выдающимися событиями. Для чего им это было? Такая же ситуация наблюдалась и в колониальный период.

Да, Украина уже 27 лет независимая, но к власти пришли те, кого Советский Союз, система, селекционировала для управления государством. Вот они сегодня и руководят нами, исходя из тех позиций, которым их научили. Они не видят элементарные вещи, которые можно использовать с плюсом для нации. Вот, скажем, на Винниччине немногие знают, что в городке Немиров родился некий Тодось Добжанский, которого на Западе называют «Дарвином ХХ века». Его научные труды печатаются на всех языках мира, но в Украине их нет. Или еще один пример — в свое время известный российский театральный критик Александр Суворин в статье о труппе Кропивницкого описывает игру Марии Заньковецкой в роли Харитины и говорит, что она как актриса в разы лучше, чем Сара Бернар. Знали ли вы о том, что наша Мария Заньковецкая была лучше по отзывам критики, чем всемирно известная Сара Бернар? Мы даже не могли позволить себе это представить.

А все потому, что тематика исторического исследования в советские времена была посвящена социально-экономической истории, великой дружбе двух братских народов, которая была выгодна власти. Чтобы вырваться из этого лабиринта, нужно опять вернуться в историю. Как ученый, я занимался исследованиями истории XVII—XVIII века. Украинские казацкие старшины и казацкие летописцы в то время, возможно, несколько и нескромно, но на каждом шагу отмечали, что нет в мире народа более организованного, трудолюбивого, образованного и героического, чем украинский. Они себя перехваливали. Но вместе с тем именно этого нам сейчас и не хватает. Не говорю о захваливании себя нынешних, а о восхвалении, воссоздании своей исторической правды о героизме, победе, славе, трудолюбии. Работы школы в этом направлении мало. Учебник по истории, автором которого я являюсь, не спасительный круг. Показательными должны стать поступки политиков. В первую очередь их хозяйственная деятельность, чтобы люди почувствовали вкус к жизни. Тогда мы сами будем искать, в чем же наша сила, вспомним и о Тодосе Добжанском, и о Марии Заньковецкой, и обо всех невидимых Своих».

* * *

В свое время выдающийся философ Сергей Борисович Крымский сказал, что «Есть газеты — зеркала, а газета «День» — это окно», потому что она показывает другое измерение, другую систему координат. Ее проекты и, в частности, книги уже стали тем беспрецедентным ответом на вызовы времени и истории, учитывая все возможные подводные камни и течения. Именно газета сегодня создает фундамент, на котором мог бы появиться украинский пантеон Великих. «День» дает читателям в руки «бинокль», который помогает увидеть, разглядеть, увеличить или приблизить недосягаемый «горизонт».

«Сегодня мы имеем, еще имеем шанс создать собственное будущее, очень важно предложить обществу максимально разноцветную «палитру» возможных вариантов. Очевидно, в Украине достаточно сторонников республики. Правда, они пока не дали ожидаемого результата. Поэтому поучительным примером для нас может стать стойкость, которую проявили в свое время европейские страны с конституционной монархией, — пишет в предисловии к книге «Корона, або Спадщина Королівства Руського» Лариса Ившина. — В частности Испания, где монархия стала «мостом-посредником», который помог «связать времена» и в то же время перевести общество от диктатуры к демократии. Нельзя жить, не заглядывая за горизонт. Историческая политика — это в первую очередь важный акт державотворчества. Когда мы (не только элита, но и народ) берем на себя ответственность за 25 лет — это один формат, а ответственность за тысячу — совсем другой...».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать