Ночная музыка Лысенко
Интернет как способ сохранения наследия великого композитора![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020402/460-2-4_0.jpg)
29 марта в Национальной опере Украины прошел вечер, посвященный 160-летию со дня рождения Николая Лысенко — основоположника украинской классической музыки, композитора, пианиста, педагога, хорового дирижера, музыкального и общественного деятеля.
Правда, если быть точными, то это мероприятие нужно было бы проводить неделю назад, так как 22 марта — день рождения великого музыканта. Впрочем, спасибо Украинскому государственному центру культурных инициатив, который все же сумел, пусть с опозданием, почтить память композитора, прославившего нашу страну. По версии организаторов вечера, задержка вызвана тем, что артисты и музыканты Киевской оперы были на гастролях в Германии и вернулись лишь несколько дней назад. Программа концерта показала, что время не властно над сочинениями, уже ставшими украинской классикой, насколько многосторонним и ярким является талант Николая Витальевича. Вечер состоял из трех блоков: симфоническая и оперная музыка, камерные произведения и обработки народных песен, а также популярные арии и дуэты из опер, которые были исполнены солистами — Марией Стефьюк, Романом Майбородой, Лидией Забилястой, Иваном Пономаренко, Ириной Даць, братьями Приймак, Николаем Шопшой, хором и симфоническим оркестром столичной оперы. За дирижерский пульт, сменяя друг друга, становились Владимир Кожухарь, Иван Гамкало и праправнук юбиляра, полный его тезка — Николай Лысенко. В концерте так же приняли участие камерный хор «Крещатик» и пианистка из Львова, профессор консерватории Этела Чуприк. Заканчивали программу знаменитым лысенковским «Боже великий, єдиний...»
— Мы богаче китайцев — родоначальников оперного жанра. У них одна опера, а у нас три: лысенковские «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», и «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, — считает дирижер Владимир Кожухарь. — Величие маэстро в том, что он написал музыкальные шедевры, которые были, есть и будут всегда в репертуаре украинского театра. В каждой стране, у каждой нации есть свои оперные истоки. Примером может служить «Проданная невеста» в Чехословакии, «Вольный стрелок» в Германии, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» в России. Если «Наталку Полтавку» можно назвать музыкальным спектаклем, то «Тарас Бульба» — эпическая драма, над которой поработали выдающиеся мастера Л. Ревуцкий (создавший концепцию) и Б. Лятошинский (оркестровавший произведение) — все это дало замечательный результат. Сочинение приобрело европейский вид, став гранд-оперой, которую можно исполнять в любом театре мира. Ведь все лучшее, что есть в украинской музыке, вы найдете в «Тарасе Бульбе». На этом произведении растут артисты в профессиональном плане. Прошедшие школу этой оперы отличаются от других вокалистов. Данный репертуар дает шире дыхание, а исполнение требует эмоциональности, проникновенности, что характерно для украинской народной песни. Для музыкантов это тоже экзамен, так как партитура оперы очень сложная.
Творческое наследие композитора огромно. Лысенко — один из первых интерпретаторов «Кобзаря» Шевченко, написавший более 90 вокальных сочинений — от песен и романсов до ансамблей и кантат. Именем композитора названы улицы, пароходы, Киевская музыкальная школа для одаренных детей, построенная при его содействии, существующая поныне. С 1962 года проводится конкурс им. Лысенко, установлена премия его имени, есть мемориальный музей, написаны научные труды и монографии о творчестве композитора, создано множество памятников, но все же мы вспоминаем о музыканте только перед определенными датами.
Праправнук композитора Лысенко-младший считает делом своей жизни популяризировать и сохранять наследие маэстро. Николай Витальевич — профессиональный музыкант, работает вторым дирижером Эстрадно-симфонического оркестра под управлением Виктора Здоренко, поет в хоре одного из киевских монастырей и является вице-президентом фонда своего знаменитого предка. По словам Николая, чиновники разных мастей на словах готовы помочь, а на деле... Судите сами — последний раз Полное собрание сочинений маэстро выходило в 1956 году. Лысенко — автор более 20 опер, а мы привыкли связывать его имя фактически только с «Тарасом Бульбой» и «Наталкой Полтавкой». Многое из наследия приходится собирать по крупицам, но, увы, есть и безвозвратные потери. На дне Кременчугского водохранилища остался лысенковский дом в селе Жовнив, где Николай Витальевич жил перед отъездом в Киев. Усадьбу на Полтавщине в с. Гриньки, где он родился, селяне разграбили и разрушили еще в революцию, а то немногое, что осталось, хранится в музее, который находится в церкви: «Это вопиющий факт, который нужно обязательно решить, — с болью говорит Лысенко-младший. — Думаю, Николай Витальевич, как человек верующий, нам не простит данной парадоксальной ситуации. Я мечтаю возродить усадьбу. Думал взять в аренду землю, восстановить музыкальную школу, в которой был почти профессиональный духовой оркестр, из церкви перенести экспозицию в отстроенный дом-музей. Но, к сожалению, местные власти не идут нам на встречу в этом вопросе».
Мама Николая, Ольга Всеволодовна Лысенко — кандидат искусствоведения, пианистка, доцент Национальной музыкальной академии Украины возглавляет Международный благотворительный научно-культурный семейный фонд им. Н. Лысенко подчеркнула: «Главная задача нашей организации — поддерживать творчество не только Николая Витальевича, но и его последователей. Поднять рейтинг украинской классики в мировом масштабе. Приблизить композитора к сегодняшнему дню, чтобы он воспринимался не канонической фигурой, а живым человеком, разносторонней личностью, которой действительно был. Его музыка, впитавшая в себе народный мелос, продолжает волновать слушателей, а каждая мелодия — словно молитва без слов. Ведь Лысенко страдал в личной жизни. Не мог развестись с официальной супругой, так как потерял бы педагогическую практику, боготворил свою гражданскую жену Ольгу. Пережил трагедию, когда в 1900 году она умерла от родов, оставив пятерых детей. Их он обожал, дал прекрасное воспитание, хотя семья и не имела больших доходов. Кстати, «Молитва за Україну» написана для детей. Он сочинял музыку ночью. Если бы имел лучшие условия, то, наверняка, написал бы больше. Я считаю, что наряду с государственной программой сохранения исторических культурных памятников, нужно беречь и музыкальное наследие Украины».
В ближайшие дни должна открыться страничка в Интернете по адресу www.lysenko.org, на которой можно будет познакомиться с письмами композитора, его духовными произведениями, воспоминаниями современников о маэстро. Здесь опубликуют все последние новинки, связанные с именем Лысенко и его творчеством.
Выпуск газеты №:
№60, (2002)Section
День Украины