Перейти к основному содержанию

О чем учителя должны говорить на переменах?..

30 сентября, 00:00

Перед началом учебного года на Львовщине пошли разговоры о том, что из-за выплаты задолженностей по зарплате учителям, обратившимся в суд (а деньги, естественно, выплачивались из областного и городского бюджетов), очень скоро денег на зарплату не будет вообще. Причем всем — и тем, кто в суд обратился, и тем, кто нет. Педагогическая общественность насторожилась — правда это или нет, но многим показалось, что людей просто хотят натравить друг на друга. Впрочем, в то, что денег в обрез, поверить нетрудно, ибо в судах лежит более семи тысяч исков на сумму, для области катастрофическую — 17—18 млн. гривен. А если подсчитать общую сумму задолженности учителям, то получится цифра, равная половине бюджета Львовщины. И все-таки на 17 сентября акции планировались — пикетирование областного совета и уроки по 25 минут вместо 45.

Но прошло 17, 18 и 25 сентября, а жизнь в школах шла своим размеренным чередом. Могло ли это означать, что учителя сдались или что-то иное повлияло на их решение «не делать резких жестов»? Произошло то, что и должно происходить в цивилизованных странах, когда люди садятся за стол и обсуждают общие проблемы. После долгих переговоров с городскими властями (а именно, учителя Львова претендуют на скорейшие выплаты), педагоги согласились продолжать работу и подождать с крайними мерами. Деньги постепенно выплачиваются (иски удовлетворены на сумму более трех млн. гривен).

Если обратиться к истории вопроса, то учителя долгое время проявляли терпение или пассивность (кто как назовет). Хотя с 1996 года конституционные и законодательные нормы относительно формирования бюджета не соблюдались. Статья 61 Закона Украины «Об образовании» предусматривала, что государство должно выделять не менее 10 процентов валового национального дохода на образование. На деле же, к примеру, в прошлом году на образовательные нужды выделялось лишь 4,5 процента. То есть меньше приблизительно в два с половиной раза. Но в последние три года учительская общественность Львова подняла проблему на общегосударственный уровень, о ней заговорили и в правительстве, и в Верховном Совете. Хотя, нужно сказать, первыми были крымчане, которые тихо и спокойно, но через судебные инстанции заговорили о задолженностях по статье 57 Закона Украины «Об образовании», а именно: за выслугу лет, на оздоровление и премирование с 1997 до 2000 года. Галичане же подхватили почин, доведя его, впрочем, до «вселенского масштаба» — это они умеют. Создавались забастовочные комитеты, заранее оповещались власти о проведении митингов и пикетов. И в результате никто не пострадал из «зачинщиков», а их было немало, потому что практически в каждой школе есть такой человек, — готовый и способный возвысить голос и повести за собой «учительские массы». Был создан Всеукраинский профсоюз свободного объединения солидарных работников или независимый профсоюз, как зовут его в народе.

Во Львове его возглавил Андрей Соколов, юрист по образованию. Часть учителей его просто боготворит, другие отдают предпочтение Марии Яцейко, председателю обкома профсоюза работников образования и науки. В какой-то мере, состязаясь между собой в сферах влияния, эти две профсоюзные организации и добились сдвигов, и, как они утверждают, намерены вести борьбу и дальше. Если Соколов умело организовывал акции неповиновения, то Яцейко старалась придать этому законопослушные рамки, говорила об учительских бедах во властных структурах. Хотя часто рисковала головой, и только высокий общественный рейтинг не позволял закрывать перед ней двери и обрывать ее резкие речи. И сегодня, когда идет работа по формированию бюджета на 2004 год, она то едет в Киев, то обращается к профсоюзным лидерам на местах.

Недавно профсоюзные лидеры города обратились с открытым письмом к мэру Львова Леониду Буняку. В нем высказывалась просьба изыскать возможности по выплате задолженности учителям согласно статье 57 Закона Украины «Об образовании», выплате педагогическим работникам ежегодной премии в размере оклада (ставки заработной платы) за примерную работу и сделать это накануне профессионального праздника. Но главное — учесть перечисленные расходы при формировании бюджета следующего года и дополнительные средства при оплате труда учителей младших классов (исходя из педагогической нагрузки 18 часов, как это определено статьей 25 Закона «Об общем среднем образовании») и воспитателей групп общего типа детских дошкольных учреждений (исходя из продолжительности их рабочей недели 30 часов согласно статье 30 Закона «О дошкольном образовании»).

Педагоги уже знают, что «учительский бюджет» в следующем году будет увеличен, но на какую именно сумму, пока не указано. На издание учебников, программу «Школьный автобус» или повышение зарплаты? Конечно, деньги нужны на все, и если их не будет, снова на переменах учителя будут говорить только о деньгах. Недаром Отто фон Бисмарк, отчасти цитируя Фридриха Великого, говаривал: «Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель». У нас почему-то думают, что в мирное время можно сбросить со счетов и ружье, и учителя...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать