Образы счастья
В галерее «Триптих» открылась персональная выставка известного киевского художника Петра БевзыПетр Бевза озадачил художнические круги Киева. Вернее, сделал это его вернисаж, который называется несколько загадочно для непосвященных. «ЦКИ, или Образы медленного счастья» — древнерусское сокращение слова «доска», поскольку именно досками иконописцы называли свои произведения, которые писали на дереве, покрытом специальным грунтом — левкасом.
Естественно, не название вызвало неподдельный интерес к новому циклу работ талантливого художника, а тема и ее воплощение. Петр Бевза — живописец. Работает в области ленд-арта и фотографии. Магия природы во всех ее проявлениях — суша и море, равнина и горы — основа творчества художника. «Окружающему нас миру не нужны идеи. Они уже заложены в нем. Их необходимо лишь проявить, акцентировать», — сказал когда-то Петр. Новые работы Бевзы о другом. Их можно назвать «сакральной живописью, а можно — современным искусством, все зависит от точки отсчета»,— так написал об этом в определенном смысле экспериментальном опыте художника санкт-петербургский искусствовед Александр Лучак. Когда я получила приглашение на выставку Бевзы и увидела его картины в интернете, первое, что меня поразило — фон под иконописными ликами. Он был выписан скрупулезно и напоминал по структуре домашние коврики, которые можно увидеть в любом деревенском украинском доме. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что и на самом деле Петр Бевза писал не на холсте, а именно на дорожках, сплетенных родными бабушкиными руками. На вопрос, как пришла ему в голову столь оригинальная идея, Петр ответил: «Как и многое в жизни, все получилось спонтанно. Причем достаточно прагматично. Я много общаюсь с коллекционером и продюсером Богданом Батрухом. Однажды он показал мне проект церкви, в строительстве которой принимал участие. И я его раскритиковал на свою голову. Богдан отреагировал своеобразно, предложив сделать эскизы. Я согласился. В привычной схеме сакральной живописи оклад должен быть золотым, поскольку именно золотой фон символизирует Вечность. Я же не претендую на роль иконописца, и решил идти своим путем. Вместо холста взял за основу то, что в прямом смысле лежит под ногами. Домотканые коврики, которые вязала и моя бабушка, и бабушка моей жены, и многие другие. Вечность у нас под ногами. К ней, кроме Создателя, имеют отношения наши предки. Возможно, когда-нибудь скажут, что и мы что-то создали в этой жизни».
Вернисаж в «Триптихе» — «ЦКИ или Образы медленного счастья» — своеобразный экзамен для Петра Бевзы. Свой, по сути, революционный опыт написания икон он решил проверить на коллегах-художниках, искусствоведах, галеристах. Его работы еще никто не видел. Даже Богдан Батрух, спровоцировавший идею. Церковь в селе Липовка Макаровского района Киевской области еще не построена. Может быть, мы увидим там фрески, напишет которые киевский художник Петр Бевза. Но даже если этого не случится, в накладе не окажемся, поскольку — нравится его новый проект кому-то или нет — открыли для себя совершенно необычного Бевзу.
Татьяна Савченко, директор галереи «Триптих», замечает: «Петр Бевза регулярно удивляет культурное сообщество нашей страны. Да, пожалуй, и Европы, не побоюсь этого слова. Сегодня же он просто потряс меня абсолютно новой живописью. Не берусь давать проекту качественную оценку. Его работы — неожиданны. И не только для меня. Их хвалят, ругают, о них спорят. И это уже очень хорошо. Петр в определенном смысле — дитя природы. Он пишет ее с удовольствием, с восторгом. Нынешняя выставка — эмоциональный прыжок в противоположную сторону. Наверное, на данном этапе жизни ему это было необходимо. Может быть, скажу интимные вещи, но оригинальность проекта, на мой взгляд, не только в необходимости написать эскизы для церкви. Петр недавно потерял маму, которую очень любил. И выбор своеобразной текстуры вместо холста, возможно, также поклон сына самому родному человеку. Кстати, у вернисажа есть посвящение конкретным людям, тепло чьих рук теперь сохранится в его работах. Это — Степанида Ивановна Пархоменко, София Михайловна Иваненко, Нелли Ильинична Ванчурина. Петр Бевза — необыкновенно талантливый и ищущий человек».
Добавлю, что работы художника знают не только в Украине, но и в Грузии, Литве, Польше, Словакии, Германии, Швейцарии, Франции, Швеции, Америке. Думаю, мы еще неоднократно услышим и прочитаем о Петре Бевзе. Может быть, неоднозначные, но искренние и заинтересованные слова. Во всяком случае, могу сказать о себе. Я открыла художника несколько лет назад, когда мы еще не были знакомы. На персональной выставке, которая называлась «Теодезия». Это были реализованные в живописи воспоминания художника о путешествиях по Киммерии: юго-восточному Крыму, который известен сегодня как Большая Феодосия. В переводе с греческого — данная Богом. Эти благословенные места во все времена притягивали к себе самых великих художников. Кроме того, Феодосия — моя родина. Лучший город Земли. И мне хотелось узнать, какой ее увидел впервые непредсказуемый Петр Бевза.