Оппозиция к собственной стране или собственная позиция?
Начало на 1-й стр.
Роман ЗВАРИЧ (НРУ, член украинской делегации в ПАСЕ):
— Никогда раньше я не испытывал такого стыда за наше государство. На мой взгляд, решение ПАСЕ относительно возможности исключения Украины из Совета Европы было вызвано, с одной стороны, мягко говоря, неуместными предложениями по проведению самого референдума. Но в то же время оно является предубежденным и даже оскорбительным для Украины — например, докладчики мониторингового комитета госпожа Северинсен и госпожа Вольвенд в своих выступлениях указывали, что в Украине нет действующего закона о проведении Всеукраинского референдума. И это после того, как украинская делегация четко сказала докладчикам, что такой закон есть; он имеет силу в тех своих частях, которые не противоречат действующей Конституции. И хотя до сих пор нет решения КС относительно конституционности или неконституционности отдельных частей этого закона, утверждать, что такого закона вообще нет, нельзя.
Подчеркну, что главные проблемы для ПАСЕ заключались не в самом факте проведения референдума, а в том, как будут использоваться его результаты. То есть, их волновало то, не будет ли попыток обойти парламент при внесении изменений в Конституцию и тем самым нарушить главу 13 Основного закона, где четко определен порядок изменений в Конституции. Но на сессии ПАСЕ выступил министр иностранных дел Борис Тарасюк, который говорил не только от своего имени, но и от имени государства и Президента. В его заявлении было четко и недвусмысленно определено, что все изменения в Конституцию будут внесены в соответствии с главой 13. И уже после этих слов ПАСЕ принимает решение (в случае неконституционных действий по поводу результатов референдума рекомендовать Кабинету Министров исключить Украину из Совета Европы). Оно было принято в присутствии Бориса Тарасюка и, тем самым, ПАСЕ фактически заявила ему, как министру, и всей нашей делегации (как представителям государства): «Господа, мы полагаем, вы лжете».
Другой вопрос — насколько эффективно действовала наша парламентская делегация. Уже сейчас я могу сказать, что составить отчет ей будет очень непросто. Хотя я должен подчеркнуть, что информация о том, что только один депутат последовательно отстаивал интересы Украины в ПАСЕ, — не отвечает действительности. На самом деле, у нашей делегации была выработана единая общая позиция, с которой соглашались как члены большинства, так и меньшинства, за исключением Сергея Головатого. Я только озвучил нашу позицию относительно вопроса возможного исключения Украины из Совета Европы на заседании мониторингового комитета. При этом следует отметить, что господин Головатый сделал все возможное, чтобы заблокировать представительство делегации на этом заседании. Он сослался на нормы регламента, согласно которым заседание комитета должно проходить в закрытом режиме. Но в этом правиле в прошлом для Украины уже были сделаны исключения. Например, в июне прошлого года вся украинская делегация присутствовала на заседании мониторингового комитета.
Я знаю, что в Верховной Раде уже обсуждалась работа нашей делегации и принято решение об отчете украинской делегации в ПАСЕ. Это нормальная практика — каждый раз после возвращения делегация выступала с таким отчетом. Я считаю, что постановка этого вопроса оправдана, потому что на сегодняшний день имеются основания говорить о том, что делегация неадекватно отстаивала интересы Украины. Нам всем, в том числе и мне лично, не удалось убедить ПАСЕ в том, что ее решение относительно исключения Украины из СЕ носит предубежденный характер. И если ВР решит, что наша делегация работала недостаточно эффективно, тогда целесообразно было бы сменить ее состав. Но подчеркну, что согласно с процедурными нормами СЕ, это можно сделать не раньше, чем в январе следующего года.
Петр ПОРОШЕНКО (лидер депутатской группы «Солидарность»):
— Мы считаем, что для того, чтобы делать выводы относительно деятельности украинской делегации в ПАСЕ, необходимо сначала заслушать членов этой делегации. И уже после того, как парламент сможет получить объективную информацию, принять окончательное решение. Мы подготовили свое заявление для ВР, в котором изложили свою точку зрения. Кстати, существовали разные взгляды относительно возможности отзыва депутатов, членов украинской делегации ПАСЕ. В частности, представители других групп и фракций готовили свои заявления, где предлагали отозвать 10 — 12 человек из состава этой делегации. Мы не поддерживаем такого подхода. По информации, поступившей в нашу группу, вся украинская делегация заняла антиукраинскую позицию и благодаря этому ПАСЕ приняла необъективное решение. Кроме того, со стороны украинской делегации, якобы, было давление на мониторинговый комитет. Но я общался с господином Зваричем, и он отметил, что эта информация не совсем отвечает действительности. Поэтому, на наш взгляд, окончательные выводы надо делать только после отчета украинской делегации в ПАСЕ.
Выпуск газеты №:
№63, (2000)Section
День Украины