Оранжевый смех
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051121/4215-2-3.jpg)
Событие, достойное годовщины Майдана,— в Киев приехал польский художник Майор Вальдемар Фридрих.
Нет, первая фраза должна быть такой, в духе сенсационных новостей: в Киев приехал главный Оранжевый гном — Майор Вальдемар Фридрих!
Теперь требуется, очевидно, небольшой исторический экскурс.
Вальдемар Фридрих — независимый художник, родившийся и долгое время живший во Вроцлаве. Именно там он и создал движение под неофициальным названием «Оранжевая альтернатива». Название перекликалось с голландским «Оранжевым интернационалом» — анархичным движением художников и радикальных политиков, сотрясавших все королевство акциями, осмеивавшими разного рода табу в обществе, государстве и т. п. Майор, будучи бунтарем от природы, перенял подобного рода «несерьезные» методы для своей борьбы. А бороться было против чего — ведь в Польше царили коммунистические порядки, усиленные правлением генерала Ярузельского. Сначала на стенах домов, поверх зарисованных властями антиправительственных лозунгов, стали появляться инфантильные фигуры гномов в оранжевых шапочках. А потом «гномы» Майора вышли на улицы. Они переняли западную тактику политики как игры и зрелища, что в условиях, когда оппозиция была загнана в глухое подполье, представлялось достаточно действенным.
Так, во время выпусков официозных теленовостей сотни людей в полном молчании выгуливали своих собак, при этом один раз — исключительно по левой, а в другой — по правой стороне проспекта. В другой раз на стенах домов в Варшаве не оставалось живого места от тысяч плакатов с изображением Карла Маркса. В пику режиму военного положения вблизи зоопарка Вроцлава прошла демонстрация с требованием: «Отпустите медведя!». При совершенно понятном посыле акции полиция не могла понять, как ей реагировать. А при попытке ареста исполнителей акции появились шутовские «гномские полицейские» и начали очень активно помогать полицейским настоящим. В итоге правоохранительные меры были сорваны под всеобщий хохот. В другой раз, в 1987 году, в День защиты детей — 1 июня — десятки гномов в оранжевых колпаках танцевали на городской площади Вроцлава, раздавали детям леденцы и пели колыбельные песни. В итоге многих участников забрали в отделение за «нарушение общественного порядка» и «замусоривание территории» (часть леденцов упала на землю).
В целом, «Оранжевая альтернатива» силовиков не щадила совершенно. В самый разгар репрессий у Ярузельского появился конкурент — «генерал» по имени Пумперникель. А на стенах домов стали публиковаться его приказы наподобие: «Объединенные оперативные штабы войск НАТО и Варшавского соглашения объявляют следующее 9 мая Всемирным днем гонки вооружений» или же призывы: «Шпионы всех стран, объединяйтесь!» Что до настоящих полицейских и солдат, то их подвергали атакам, правда, весьма своеобразным способом — дарили им папиросы, конфетки, цветы и обязательно мандарины.
Прославился и хэппенинг «Кто боится туалетной бумаги?» В манифесте провозглашалось: «Социализм, с его экстравагантным распределением товаров, с его эксцентричной социальной позицией выдвинул на первый план мечту людей о туалетной бумаге... Чтобы удовлетворить императив прогрессивного мышления, мы придем 1 октября в четыре часа дня на Швидницкую улицу. Пусть каждый принесет с собой туалетную бумагу. Потихоньку вынимайте ее и раздавайте по кусочку людям. Распределяйте ее справедливо. Пусть справедливость начнется с туалетной бумаги». Ниже была поставлена фабричная марка и приписка: «Мы можем подтереть и правительству». Массовая раздача сангигиенического дефицита сработала лучше любой демонстрации.
В самых массовых акциях Альтернативы принимали участие до 10000 человек, скандировавших: «Нет свободы без гномов!» Вроцлав воистину стал центром «мандаринового» беспокойства, распространившегося по всей стране, а акции Майора и его друзей вызвали резонанс далеко за границами Польши. И, как заведено, оранжевая революция победила: коммунистический режим пал; однако Майор продолжает свою серию хэппенингов по всему миру, — их число на сегодня превысило 60. И осенью прошлого года гномы снарядили оранжевый автобус и проехались в нем по Украине — до самого революционного Киева, где подарили Ющенко 15 метровый оранжевый шарф.
Нынешнее турне Майора (он уже побывал в Днепропетровске, Харькове и Донецке) — более артистического плана. Художник привез выставку документов и фотографий, несколько документальных фильмов, рассказывал о прошлом и настоящем гномов. В Киеве же он вместе с местной, сформировавшейся на Майдане группой «Р. Э. П.», подготовил перформенс «Пан Президент», как и выставку, прошедшую в Центре современного искусства.
Собственно, самым запоминающимся и в каком-то смысле даже трогательным экспонатом на выставке оказалась шоколадная голова Ющенко, выставленная под стеклянным колпаком с предостережением не подходить к ней слишком близко из- за необходимости соблюдать температурный режим. Эту голову активисты «Оранжевой альтернативы» изваяли в ноябре прошлого года вместе с таким же портретом Януковича и предлагали отведать избирателям, чья власть будет слаще. Более-менее целостный вид Виктора Андреевича порождал вопрос: а что же стало с аналогичным Виктором Федоровичем? Очевидно, у многих посетителей выставки возникали самые зловещие предположения...
Что касается анонсированного действа, то оно базировалось на простой концепции подмене политика его виртуальным, телевизионным воплощением: «Президент живет в телевизоре». Вот и был установлен этот телевизор с застывшим Ющенко на экране, перед телевизором — микрофон, к которому вела ковровая дорожка. Каждый мог подойти и задать президенту вопрос, после чего тот оживал, оказывался в другом костюме и на другом фоне и отвечал короткой фразой. Этих фраз авторы перформенса подготовили около десятка, включали их по собственному разумению. Иногда получалось смешно (например, на вопрос «Коли ми вступимо в Євросоюз?» последовал ответ «Ніколи»), иногда не очень, иногда и вовсе невпопад. На следующий день акция была повторена уже на Майдане.
Но общий итог и выставки, и перфоменса, наверно, все же скорее политический — он верен для всего года, прошедшего после Майдана, — власть из мрачного уродливого Голема превратилась в нечто намного более человечное, в то, над чем можно (и нужно) смеяться и подтрунивать, на что можно сочинять пародии и карикатуры. А это — вернейший признак настоящей, нефальсифицированной демократии.
Выпуск газеты №:
№215, (2005)Section
День Украины