Оригинал как предлог для самовыражения
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071207/4215-2-1.jpg)
В рамках проекта со странным названием «РеАнимация» во Львовской галерее искусств ныне можно увидеть весьма интересную выставку. Здесь представлены работы 11 ведущих современных художников, которые экспериментируют: цитируют или используют известный художественный сюжет, утверждая, что идя и таким путем можно достичь самодостаточности, самоценности собственной работы. Однако не только эту задачу ставили перед собой участники проекта, задуманного к юбилею — 100-летию Львовской галереи искусств, — но еще и продемонстрировать обществу, что музей — не склад старых картин, а пространство для творчества, где могут проходить диалоги старого и нового искусства, визуально воплощаться и становиться предметами дискуссий различные явления в культуре, превращая картинную галерею в современный культурный центр.
Каждый, пришедший на выставку, вместе с художниками прикоснется ко многим актуальным сегодня вопросам, в частности, положения и отношения к оригиналу во времена массового репродуцирования (В. Кауфман «Арт-утилизация»); престижности и коммерциализации в мире искусства (В. Костырко «Тут может быть...»); возможности новых интерпретаций «вечных» тем (Е. Равский «Благовещение», О. Ивасюта «Любовь»). Значение текста как ключа к прочтению картины и автора обыгрывается О. Турянской («Этикетка»). Неуничтожимость граффити заставила О. Капустяка сделать их частью своей скульптурной работы («Львовская записная книжка»). Фотографии-натюрморты О. Иутина зафиксировали еще совсем недавнее время, засвидетельствовав красноречивость мира предметов («Воспоминания о прошлом веке»). Всевластие цитат и заимствований, признанное постмодернизмом, не стало приговором для искусства, а наоборот, вызвало иронические, философские, пластические поиски, в которых известный сюжет или фрагмент оказался лишь толчком для нового самоценного творения (Левин «Смерть Марата», Петрук «Этруск», Сагайдаковский «Фрагменты», Сидоренко «Без названия»).
Профессор Государственной академии, руководитель кадров культуры и искусства Галина Скляренко, участвовавшая в открытии выставки, утверждает:
— Концепция «РеАнимации» очень интересна, ведь диалог современного искусства с древностью, историей искусства является актуальной темой. Очень хорошо, что поднимается она именно здесь, в стенах музея, и это позволяет рассматривать современное искусство не как отдельный этап, а в контексте истории искусства, еще раз убедиться: это закономерный эволюционный процесс. Для украинского искусства, в котором современное искусство рассматривается абсолютно оторванно от предыдущего опыта, такое понимание очень важно. И именно этот проект — еще одно тому подтверждение, связывает старый опыт с современным искусством.
В рамках проекта проходит не только выставка, в которую, кстати, включены произведения из собрания музея, но и издание и презентация украинско-английского каталога, проведение круглого стола на тему «реанимации» музеев, на котором поднимается тема развития музейной педагогики, привлечение широкого круга людей к новейшей культуре Львова и созданию творческой территории общения общества с современными художниками. Как отметила руководитель проекта, заведующая отделом европейского искусства ХIХ—ХХ веков Львовской галереи искусств Вита Сусак, в названии проекта «РеАнимация» — оживление, восстановление — заложена идея активизации деятельности Львовской галереи искусств как культурного учреждения. Есть надежда, что спровоцированный диалог между классическим и современным искусством вызовет рефлексии как вокруг проблем музеев, так и относительно перспектив новых творческих практик.
Выпуск газеты №:
№215, (2007)Section
День Украины