Перейти к основному содержанию

Осторожно, вода!

Выброс стоков без очистки за 10 лет возрос на 60%
04 ноября, 00:00

Помнится, на одном из экологических мероприятий докладчик поведал присутствующим полуанекдотичную историю из жизни. Приехал как-то в командировку на просторы Украины гражданин США. Отведав местной воды из крана, именуемой питьевой, он решил провести небольшой эксперимент: запаковал «украинский сувенир» и отвез его на родину, где и отдал на санэпидэкспертизу. Удивлению американца не было предела, когда спустя несколько дней лаборатория выслала ему свое заключение: «в водоеме с такими биохимическими и макробиологическими показателями купаться категорически запрещено».

Эта история, увы, характеризует водную ситуацию в Украине. Несложно предугадать, что на Первом Международном форуме «Аква-Украина- 2003», который открывается сегодня, наша сторона свой доклад, как говорится, начнет с главного: с того, что в стране, по сути, не может быть питьевой воды. Этот вывод далеко не сенсационный, поскольку сотрудники Института экогигиены и токсикологии АМНУ уже давно заявили о том, что в Украине не осталось ни одного поверхностного водоема, где бы вода отвечала первой категории. Проще говоря, была бы чистой.

Почему случилось так, что водоемы первой категории превратились в «загрязненные» и «грязные», эксперты объясняют историческими событиями. Экс-министр экологии Василий Шевчук утверждал, что роль, которую играла Украина в советские времена, а именно — этакого неиссякаемого источника, не соответствовало ее природоресурсному потенциалу. Стоки сбрасывались в водные объекты без надлежащей очистки. Течение делало свое дело, и выброшенные в реки городские отходы спустя некоторое время становились в другом населенном пункте «сырьем» для питьевой воды.

В итоге воду из имеющихся теперь в наличии «грязных» и «загрязненных» водоемов не могут привести в норму даже современные европейские технологии, не говоря уже о тех наших, которым стукнуло полвека. Впрочем, возраст фильтрационных сооружений был бы не такой уж и помехой, если бы они были разработаны под ту воду, с которой нынче приходится работать. Сегодня, утверждают в Институте экогигиены и токсикологии, очистительные сооружения просто могут «не заметить», скажем, солей тяжелых металлов или радионуклиды. Помимо этого, по данным Укрводоканала, 112 тысяч километров отечественных водопроводов на треть изношены, а 40 тысяч — и вовсе в аварийном состоянии. В качестве видимых последствий — печально известные Суходольск и Болеславчик. Что же касается скрытых, то не стоит забывать, что потребление чрезмерно обогащенной железом воды ведет к патологиям печени, избыток фтора — к поражению пищеварительного тракта, свинца — к гипертонии, снижению слуха и малокровию.

Тем не менее, как сообщила в конце прошлого месяца главный государственный врач города Киева Ирина Козлова, в столице вода в норме. Другими словами, систематическое ее потребление у 95% населения не вызовет до пенсии побочных эффектов. Ежесуточно, по данным АК «Киевводоканал», в краны подается 1350 тыс. куб. м воды. Около 15 лет, утверждает пресс- служба предприятия, их продукт контролируется Госпотребстандартом и ни разу никаких нареканий со стороны потребителей не было. Более того, несмотря на то, что в столице оборудование устаревшее и его износ становится причиной частых порывов трубопроводов, вода в киевских кранах хорошего качества. К примеру, в одном литре содержится всего 30 микрограмм хлора, при том что международные нормы допускают все 200.

Впрочем, оптимизм вышеупомянутой службы и всех тех, кто утверждает, что 30 млн. пользователей днепровской воды в безопасности, эксперты, изучившие нынешнее состояние здоровья Днепра, не вполне разделяют. Скажем, если на территории России и Беларуси Днепр имеет всего пять «горячих точек» — наиболее проблемных по своему экологическому состоянию объектов, то в Украине их вдвое больше. И лидирует по своей опасности именно Киевский водоканал. Он, равно как и херсонский объект, рассчитан лишь на так называемую коммунальную очистку, при том, что вынужден выступать по сути в роли помойной ямы. В целом же исследование Днепра, проведенное на деньги Глобального фонда, продемонстрировало превышение предельно допустимых показателей по 16-ти параметрам. И наиболее тревожными эксперты назвали результаты по железу и марганцу, что связывают с последствиями выбросов горнодобывающих предприятий в местах водосбора рек бассейна.

В целом ежегодно шахтами страны выкачивается около 700 млн. куб.м вод, а около 600 млн., содержащих в себе 1,2 млн. тонн солевого компонента, возвращается в водоемы без надлежащей очистки. Несмотря на спад производства, выброс загрязненных сточных вод за 10 лет возрос на 4%, а стоков без очистки — на 60%. Хуже всего обстоят дела, по утверждениям Госсанэпидслужбы, в Луганской, Днепропетровской и Одесской областях. Помимо опять-таки промышленного загрязнения, вода здесь подается по графику. Пустующие трубы — само по себе грубое нарушение технологических требований: создается отрицательное давление, и туда неизбежно попадают нечистоты. К слову, в списке причин суходольской вспышки вода по порциям называлась в числе основных.

Все эти проблемы, как планируется, и должны быть обсуждены на грядущем четырехдневном форуме. Как стало известно «Дню», Министерство экологии и природных ресурсов планирует поделиться с международными экспертами своими ноу-хау в сфере очистки водоемов. В первую очередь, речь идет о так называемом биоплато — специально подобранных сортах высшей водной растительности в зависимости от химического состава стоков. Кроме того, министерство сейчас борется за то, чтобы заработанные водой деньги возвращались ей. Ведь на сегодня из полученных бюджетом денег за водозабор экологи и водохозяйственники получают не более 20%.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать