Парадоксы больших урожаев
Леонид КОЗАЧЕНКО: «У правительства максимум две недели, дабы не допустить дальнейшего падения цен на зерно и убытков аграриев»
Заслуги украинских аграриев в развитии отечественного АПК признали за рубежом. На днях министерство сельского хозяйства Франции впервые присвоило аграриям, работающим в Украине, орден «За заслуги в сельском хозяйстве». Награды лично вручал Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине господин Ален Реми. Напомним, что французский орден имеет более чем 100-летнюю историю (основан министром сельского хозяйства Франции Жюлем Мелина 7 июля 1883 года) и является высшей наградой тем, кто внес значительный вклад в развитие и прогресс сельского хозяйства. Он присваивается в разных отраслях, но впервые за все 20 лет независимости Украины французская сторона решила публично поощрить вклад украинских аграриев. Одним из номинантов и обладателем французского ордена стал президент ассоциации «Украинская аграрная конфедерация», председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров, бывший вице-премьер-министр Украины Леонид Козаченко, который уже более 30 лет работает в АПК. «День» спросил его о том, что для него зарубежное признание и каким видится решение нынешних проблем в АПК.
— Не кажется ли вам парадоксальным, что ваши достижения в развитии отечественного агросектора признали не в Украине, а в другой стране?
— Я никогда не гнался за наградами. Лучшая награда — это отношение простых украинцев. Больше волнуюсь, когда в отдаленном селе случайно встречаю человека, который меня знает и просит внедрять в жизнь задуманные реформы. Вот это реальная ответственность за благосостояние других и сектора в целом. Но когда получаешь награду из рук иностранцев, то это означает, что они чему-то хорошему учатся у Украины и готовы разговаривать с нами на равных.
— Французский посол в своем выступлении сказал, что вы единственный из украинских чиновников, которому удалось за долгие годы буквально за две минуты уговорить французского министра АПК приехать в Украину. Что вы ему сказали?
— Я рассказал о том, что Украина — вторая после Франции страна в Европе по аграрному потенциалу. И если Франция не начнет наводить мосты с нами, то очень скоро можем навредить Франции как аграрной стране. Но если мы объединим свои усилия, то наши государства создадут такой потенциал, который будет наиболее конкурентоспособным в мире.
— Украине пророчат сбор 50—56 миллионов тонн зерна. Как не допустить, чтобы наибольший в истории урожай не обернулся для аграриев убытком и очередной головной болью? Ведь уже сейчас цены на зерновые в стране существенно упали.
— Я тоже этого боюсь. Надо, чтобы правительство срочно предприняло меры по стабилизации цены на зерновые, чтобы не допустить огромного убытка в аграрной отрасли. На мой взгляд, ситуацию можно поправить, несмотря на тяжелое состояние экономики.
— Как это сделать?
— Во-первых, надо отменить дискриминационный закон, который запрещает возврат НДС при экспорте зерна. Во-вторых, предпринять меры по уменьшению логистических издержек при экспорте. В-третьих, нарастить объемы закупки зерна за деньги государства в Аграрный фонд и госрезерв. Нужно вернуться к заставным закупкам зерна, чтобы с рынка сняли не менее двух миллионов тонн зерна. В-четвертых — срочного внедрить систему хеджирования ценовых рисков на зерно. Все это в комплексе может нивелировать падение цен, который имеет место на внутреннем рынке.
— Снижение цен на зерновые — это объективный фактор или результат промедлений правительства с принятием выше перечисленных мер?
— Это результат того, что никто не ждет в мире, когда власть предпримет или нет нужные меры. Мировой рынок всегда наказывает тех, кто не считается с правилами рыночной экономики.
— А мы не руководствуемся ими?
— К сожалению, мы очень заполитизированы. Иногда популизм имеет большее значение, чем объективные реалии.
— Сколько у правительства времени, чтобы упредить рекордное падение цен на зерно нового урожая и рост убытков аграриев?
— У правительства максимум две недели, чтобы предпринять срочные меры и не допустить дальнейшего падения цен на зерно и убытков аграриев. Если этого не случится, то цены могут упасть еще на 10%. И это при том, что цены уже и так «просели» на 40% от прошлогодних.
— Сколько, по вашим оценкам, составят переходные остатки с учетом нового урожая?
— Если оправдаются прогнозы, то совокупные запасы зерна с учетом нового урожая и переходных остатков составят около 60 миллионов тонн. Это значит, что реальный экспорт может составить 27—30 миллионов тонн.
— Какие рынки нам надо отвоевать?
— В последние годы Украина присутствовала практически на всех основных рынках. И главное задание сегодня — закрепиться на них. Очень интересен рынок Египта, Ирана, Южной Кореи, Японии, Китая. Надо более активно осваивать рынки Южной Америки и стран Африки.
— Что нужно сделать правительству, дабы страна укрепила и развила свой аграрный имидж?
— Сделать все, чтобы агросектор функционировал в рыночной среде.
— Как сейчас иностранные инвесторы смотрят на украинский агросектор?
— С настороженностью. Они работают с нами, но до конца не верят, что реформы обрели необратимый характер.
— А как это недоверие отразилось на притоке инвестиций в АПК?
— Иностранные инвестиции практически приостановлены. В прошлом году даже наблюдался их отток. Последние три года главные инвестиции в агросектор — это реинвестированная прибыль украинских агрокомпаний, средства, привлеченные в ходе размещения акций на фондовых биржах, от эмиссии евробондов. Это позволило украинским компаниям с начала года суммарно привлечь больше 500 миллионов долларов. Но чтобы реализовать аграрную мечту, Украине надо инвестировать не менее 70 миллиардов долларов. Украинский агросектор спокойно может получать 10 миллиардов долларов в год в виде инвестиций. То есть за 7 лет можем создать такой аграрный потенциал, который будет образцом для любой аграрной страны мира.
Выпуск газеты №:
№118, (2013)Section
День Украины