Парафраз от Мирослава Скорика

В разгар «мертвого» музыкального сезона, когда практически все концертные залы и сценические площадки нашей столицы вместо того, чтобы радовать киевлян и гостей интересными программами, словно сговорившись, затеяли ремонтировать помещения (такого скудного на зрелища лета даже трудно припомнить), настоящим эликсиром для любителей классики станет выход CD «Мирослав Скорик. Фортепианная музыка в исполнении Романа Репки», появившийся на аудиорынке.
Творчество Мирослава Михайловича многогранно, он — знаменитый композитор, педагог, исследователь музыки. Произведения Скорика знают и любят не только в Украине, но и за рубежом. В них всегда есть яркий национальный колорит и шарм. Его симфонии «Гуцульский триптих» и «Карпатский концерт» заняли достойное место в мировой музыкальной культуре. Мне посчастливилось пообщаться с маэстро когда он презентовал свою последнюю большую работу — оперу «Моисей». Она написана по просьбе Ватикана и была поставлена во Львовском оперном театре (о той неординарной премьере, приуроченной визиту Папы Римского Иоанна Павла II в Украину, «День» подробно рассказывал). Тогда Мирослав Михайлович выглядел уставшим. В интервью он признался, что опера рождалась трудно и с грустью добавил: «Наверное, это моя лебединая песня»... Но прошло время и композитор вновь активно работает, растит молодую смену на музыкальном поприще, а также радует поклонников своего творчества новыми произведениями.
«Процесс написания музыки индивидуальный. Мелодия может прийти неожиданно, в любую минуту, даже во сне, — признался маэстро. — Если появляется что-нибудь интересное, то я запоминаю, а потом записываю. Я себя считаю счастливчиком, так как занимаюсь любимым делом и могу реализовать себя в музыке. Например, симфония «Гуцульский триптих» — фактически музыка к фильму «Тени забытых предков», который сегодня по праву называют культовой лентой украинского кинематографа. Сергея Параджанова не интересовала фабульная драматургия, а лишь образная. С самого начала работы мы подробно обсудили все сцены. Я тщательно готовился, изучал гуцульский фольклор, ездил в экспедиции. Буквально впитывал все ритмы Карпатского края. Ходил по разным селам, прислушивался, постепенно стал собирать команду музыкантов. Были забавные эпизоды: когда в самолет не помещались длинные трембиты. Намучились мы, но все же я записал все как хотел. Вскоре со мной стал ездить Параджанов с оператором, отбирая колоритных музыкантов, а я исполнителей и инструменты. Так, «Вербову дощечку» записал Ивано-Франковский народный хор. Я несколько раз делал перезаписи, ища различные варианты, делая разные акценты, даже использовал шум... У Сергея Параджанова было одно прекрасное качество — он умел не только слышать, но видеть музыку. Поэтому его лента такая необычная и интересная. Он строил фильм по музыкальным канонам, так как обладал прекрасным слухом, умел играть на скрипке. Работа в «Тенях...» фактически мой кинодебют, но никакого давления со стороны режиссера я не ощущал. Общаясь с Параджановым я понял, что в творчестве нужно стать настоящим мастером, а не быть ремесленником».
Не менее интересны для меломанов сочинения, написанные Мирославом Михайловичем для фортепиано. Так, знаменитая «Мелодия» стала визитной карточкой маэстро — без ее исполнения не обходится ни один концерт композитора. Молодой солист Национального дома органной и камерной музыки, дипломант международных конкурсов камерных ансамблей Роман Репка решил собрать лучшее из творческого наследия Скорика, написанное композитором в разные годы и сделал новые интерпретации произведений, которые сегодня по праву являются современной украинской классикой.
«Мирослав Михайлович высказал несколько пожеланий, которые я учел при записи. Меня поразило, что даже в давно написанных сочинениях Скорик помнит все темпы, фактуру, каждую ноту. Он садился за рояль и показывал те части, которые хотел, чтобы ярче прозвучали, — рассказал Роман Репка. — При близком знакомстве автор оказался удивительно приятным человеком, скромным и интеллигентным.
Идея сделать запись фортепианной музыки Мирослава Скорика возникла у директора студии ПФ «Интервал» (Черновцы) Виктора Пилипчука. Нас поддержали представители Института экологии и токсикологии им. Медведя в рамках их спонсорского проекта «Украина в музыке и песнях». На счету этой команды выпуск альбома романсов Николая Лысенко, а теперь запись фортепианного наследия Мирослава Скорика. Я благодарен им за этот меценатский шаг, позволивший сделать презент не только меломанам, но и самому маэстро, которому месяц назад исполнилось 65 лет. Надеюсь, что CD будет интересен широкому кругу слушателей. На нем представлены произведения разных направлений. С одной стороны, авангард 60-х годов, острой «Токкаты» и «Партиты № 5», с другой, — «Прелюдии и фуги E- dur, F-dur», а с третьей, — всенародный хит «Мелодия» и «Парафраз на тему оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», который возрождает традицию листовских рапсодий в фортепианных транскрипциях. Музыка написана с большим вкусом и блестящим знанием инструмента. Из 16 произведений альбома мне ближе «Токката» — энергичная музыка и она, как мне кажется, характерная для языка Скорика, в ней наиболее полно выражено его творческое «я». Три месяца у меня ушло на подготовительный период, а запись сделал за день. Нагрузка колоссальная, но зато альбом вышел на одном дыхании».
Роман Репка окончил Национальную музыкальную академию Украины. Он является представителем киевской фортепианной школы. Несмотря на молодость, уже является зрелым музыкантом, виртуозно владеющим роялем, тонко и вдумчиво передающим все нюансы скориковской музыки. Пианист не скрывает, что с удовольствием отдался бы только творчеству, но сегодня, чтобы добиться успеха, ему приходится заниматься организационными вопросами: быть не только музыкантом в чистом виде, но и менеджером, и продюсером.
Выпуск газеты №:
№144, (2003)Section
День Украины