Пастырское слово по случаю трагической годовщины
В эти дни во всех храмах Украины отслужены панихиды по трагически и безвинно умершим в 1932 — 1933 годах гражданам Украины. Людям, которые погибли не на поле сражения, ни в условиях страшной стихии, средневековой чумы или какой-то тотальной войны всех со всеми, а по злой воле большевистского правительства. Так бы хотелось, чтоб этот трагический предлог, общая для всех украинцев историческая беда привела хотя бы к какому-то христианскому согласию между православными нашей страны. И вообще — между верующими людьми Украины. Ведь голод не отбирал граждан Украины по национальности, вероисповеданию, каноничности или языку. Он не делил украинскую землю на своих и чужих, а косил всех и везде — несмотря на все человеческие и Божьи границы или ограждения. С давних времен известно, что воспитанность, милосердие особенно к лицу людям умным, сильным и уверенным в себе. Неужели таких людей до сих пор нет в нашей стране?
Ниже предлагаем читателю два текста. Это предисловие Митрополита Владимира, предстоятеля УПЦ МП, к книге игуменьи Серафимы Шевчик «Піст від диявола», книги, которая посвящена трагическому голодомору начала 30-х годов в Украине. Особое внимание обращаем на тот факт, что — в противовес активной противоположной позиции многих депутатов ВР и членов правительства Украины — митрополит Владимир однозначно квалифицирует события того времени как геноцид украинского народа.
Такую же мысль выразил и Председатель меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев на митинге, посвященном той же дате (см. стр. "ПОДРОБНОСТИ"). По его словам, в Крыму в ближайшее время будет установлен памятник жертвам геноцида украинского народа: «Будем помнить, чтобы это больше не повторилось!».
«В XX веке украинский народ пережил одну из наиболее страшных трагедий в своей истории — Голодомор. Украина, всегда кормившая хлебом весь мир, претерпела массовый голод. Голодомор повлек за собой значительные жертвы, принес много горя. Его возникновение имело объективные и субъективные истоки и последствия. Искусственный голод 1932 — 1933 гг. было спланировано большевиками с целью ускорения принудительной коллективизации, ликвидации кулачества как класса, уничтожения «вражеских элементов».
Но существует фактор, объединяющий этот социальный катаклизм и остаток репрессивных акций тоталитарного советского режима. Это кардинальная революция мировоззрения — отречение от Богочеловека Христа и христианской морали и избрание новой веры — в человека-бога — антихриста. Адепты этой веры пожелали построить рай на земле, добиться светлого будущего для человечества. Но бытие без Бога — такой их свет был на самом деле тьмой. Их мировоззрение базировалось на основах вечной тьмы, потому что только Бог является источником света. Их идеология вместо блага несла зло, потому что только Бог является Творцом всякого блага. Где без Бога строят рай, там появляется ад. Вместо обещанной райской жизни опутанный советской идеологией народ принял адские муки.
История нашей Родины знала много трудных времен. Стихийные беды, войны, социально-политические беспорядки и другие нелады вызывали различные кризисные явления, среди которых — «истребление, голод и меч».
Но в 30-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан — циничное, целеустремленное, безжалостное. Только в богоненавистнической и человеконенавистнической среде могло произойти подобное преступление. На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству. Он стал орудием дьявольской мести за несостоятельность искоренить из сознания нашего мудрого, преисполненного высокими добродетелями, народа сыновнюю память о Боге, любовь к Богу, верность и веру в Бога. Эту веру можно было уничтожить только через физическую ликвидацию ее носителя. Поэтому богоборческая власть, создав духовный голод, обрекла нацию и на голод физический.
У людей отобрали хлеб так же, как перед этим пытались отобрать насущный хлеб духовности. Плодородная нива в то время, как и всегда, дала достаточно хлеба добросовестным труженикам. Но весь орошенный потом крестьянства хлеб был изъят. Забирали все, чем можно было поддерживать жизнь, — до последнего зернышка. Тех, кто собирал колоски на полях, расстреливали. Агония голода была воистину адской. Мертвецов не успевали прятать. Многих закапывали в общих «могильниках» еще живыми. Особенно страдали дети. Молох большевизма поглощал этих невинных жертв с дьявольской бездушностью. Украина потеряла тогда миллионы своих детей. Все они испытали на себе страшные муки и ужасную смерть. А те, кто выжил, навсегда запомнили, что такое «рай на земле», когда он без Бога. Семьдесят лет прошло с тех пор. Время лечит душевные раны, но рану в сердце Украины заживить невозможно. Она всегда будет неугасимой болью напоминать о времени, когда над Украиной, над другими народами бывшего советского сообщества господствовал дьявол.
От голодомора пострадала и наша семья. Помню, как часто мама с горькими слезами вспоминала 1932 — 1933 года. Тогда родился один из моих братьев. Младенец также стал объектом жестокости. На какие-то старинные серебряные ложки мама выменяла стакан пшена. Это было единственное, чем она надеялась прокормить ребенка на протяжении нескольких дней — последняя возможность спасти его от голодной смерти. Но вот в хату ворвались с обыском три красноармейца. Ничего не найдя, кроме нищеты, они схватили младенца за ногу, выбросили его с колыбели и забрали пшено, которое мама спрятала под ребенком. Этот поступок не назовешь человеческим.
Украинская православная церковь в глубокой скорби молитвенно вспоминает жертв голодоморов и других репрессий советского тоталитаризма. Пострадавших — десятки миллионов: расстрелянных, замученных в тюрьмах, казненных посредством различных душевных и физических пыток, погибших от мук голода. Такого количества жертв не было даже на войне. Воистину: режим вел кровопролитную войну с собственным народом.
Церковь сурово осуждает факторы, повлекшие эту трагедию. Оправдания им нет. Сама история вынесла приговор. Никакие репрессии не смогли спасти государственно-политическую систему, которая за базис избрала грех и богоборство, пренебрегла основополагающие моральные принципы человечества — веру, надежду и любовь. «Горе тем, кто задумывает беззаконие». Дело таких — «дело преступное». «Их конец — гибель».
Церковь предостерегает от глубокой порочной и антигуманной идеологии, которая сделала подобную трагедию, и призывает к покаянию тех, кто еще не прозрел и не отрекся от богоборства во всех его формах.
Церковь призывает к отказу от экстремизма, нетерпимости, мести, братоненавистничества, разделения на своих и чужих. У Бога чужих нет. Наступило наконец время духовного единения народа Украины, возврат к исконным духовным ценностям. История выразительно показала, к чему приводит отречение от христианских основ. Только святая вера, твердая надежда и всепобеждающая любовь помогут построить достойное будущее и предостерегут от ошибок прошлого.
Церковь раскрывает истину вечной жизни тех, кто принял мученическую кончину во время голодомора. Души их во благих водворятся. И память их — из рода в род.»
Выпуск газеты №:
№209, (2006)Section
День Украины