Перейти к основному содержанию

Петр КРАЛЮК: Незнание своего богатого наследия ведет к комплексу неполноценности

23 февраля, 12:37

Сегодня известный современный философ и писатель, неизменный автор газеты «День», Петр Кралюк отмечает свой день рождения. Мы искренне поздравляем его с праздником, а также, пользуясь случаем, не можем не пригласить к разговору об актуальных проблемах и творческих планах.

— Петр Михайлович, сейчас Украина стоит перед серьезными вызовами, которые усиливаются мировой турбулентностью. Похоже, украинцы, по крайней мере украинская элита, не очень понимают эти вызовы и, соответственно, не реагируют на них. Что вы как философ можете сказать по этому поводу?

— То, что общества постоянно встречаются с вызовами, вещь закономерная. Вызов — это не беда, а шанс для обновления, развития. Посмотрите, в каком состоянии находились да и находятся человеческие сообщества, которые не встречались с серьезными вызовами и жили в «идеальных условиях», — например, народы тропических зон Африки, Азии, Латинской Америки. Они не страдали от холода, им несложно было себя прокормить. Неудивительно, что эти народы не развивались и фактически остались на стадии первобытного развития.

Другое дело, насколько сильными, разрушительными являются вызовы и как конкретное общество способно на них реагировать. Случается, что сообщество не может справиться с вызовом и поддается разрушению. Но, когда общество реагирует на вызов адекватно и справляется с ним, тогда оно развивается. Вспомните послевоенные Германию или Японию. Эти страны испытали страшное поражение, однако сумели преодолеть трудности и сейчас являются мировыми лидерами.

Надеяться, что кто-то поможет нам справиться с вызовами, наивно. Это мы должны сделать сами. К сожалению, в настоящий момент мы имеем крайне коррумпированную страну, неразвитую элиту, отсутствие правового государства, у нас нет сформированных институтов гражданского общества и тому подобное. В то же время Украина имеет хороший ресурсный потенциал, выгодное географическое положение, относительно образованных людей. Чтобы должным образом реагировать на мировые вызовы, нужно создать эффективное общество, где бы была высокая социальная мобильность, ценился талант, человек чувствовал себя защищенным. Но не только это. В течение последних столетий украинцы научились реагировать на вызовы «побегом от мира». Не зря они считают своим «крупнейшим философом» Григория Сковороду, которого «мир ловил, а не поймал». На «низком уровне» этот изоляционизм, соединенный с консерватизмом, выражается в знаменитой формуле «моя хата с краю». Если мы не изменимся, не станем открытыми для мира, а и дальше будем убегать от него, нас ожидают не очень радостные перспективы.

— В этом году газета «День» положила начало обсуждению антитоталитарной программы. В частности, недавно состоялся круглый стол при участии известных историков. Как, по-вашему, что должно было бы войти в эту программу?

— Антитоталитарная программа, как по мне, должна была бы сводиться не только к осуждению коммунистических репрессий (хотя это тоже очень важно), но и развенчивать тоталитарные мифы. Например, сегодня мы празднуем так называемый День защитника Отечества (какого Отечества — СССР?), не за горами Международный женский день, а там недалеко и до Дня Победы. Все праздники являются порождением советской мифологии и рецидивами тоталитарного мышления. Но это же любимые праздники украинцев! Да и в целом нам стоит больше говорить о проявлениях в нашей стране тоталитарного мышления, которое в последнее время дает четко о себе знать.

— Вы занимаетесь преимущественно изучением наследия деятелей Острожского очага культуры конца XVI — начала XVII вв. Хотя это достаточно интересная страница нашей истории и культуры, однако о ней в Украине не так уж и много знают. Может ли иметь такое незнание негативные последствия для нас?

— К сожалению, мы, украинцы, должным образом так и не освоили свое огромное культурное наследие, часто сосредотачиваемся на одиночных «раскрученных» фигурах. Это незнание касается не только Острожского очага культуры, существовавшего на рубеже XVI —XVII вв. Например, много ли мы знаем о Сальмоксие, Анахарсисе, Бионе Борисфените, других выходцах из украинских земель, которые сделали достаточно большой вклад в культуру античной Греции. Или что рядовой украинец знает о Черниговском очаге культуры конца XVII — начала XVII вв.? Или возьмем «эпоху Сковороды». Считаем, что в то время, кроме этого мыслителя, украинцы не имели «великих философов». Но приблизительно в то же время жил Аккирмани, один из крупнейших мыслителей мусульманского мира XVIII в., который происходил из Украины и, очевидно, был украинцем; волынянин по происхождению Гуго Коллонтай, который стал самым выдающимся философом польского Просветительства, творцом первой европейской конституции; Василь Довгович, греко-католический священник из Закарпатья, прекрасный знаток философии И.Канта, творец оригинальной философской системы, член-корреспондент Венгерской академии наук. Конечно, незнание своего богатого культурного наследия ведет к выработке комплекса неполноценности. Могут ли люди с таким комплексом достигать успехов?

— В последнее время вы заинтересовались такой фигурой, как астроном и астролог Ян Лятос. Почему?

— Ян Лятос — еще одна малоизвестная фигура нашей культуры. Правда, в последнее время о нем заговорили. На сайте Острожской академии мы обнародовали информацию из его «Прогностикона» (1594 г.), в котором шла речь о том, что конец света наступит в 3036 году. Это стало своеобразной сенсацией. Ведь кое-кто ожидает «конца света» уже в нынешнем году. Но дело не в сенсационности. Лятос заслуживает внимания как математик, астроном, мыслитель ренессансного типа. В конце XVI в. о нем много знали в Европе, с ним дискутировали. С Украиной он связан не только тем, что преподавал в Острожской академии, но и своим происхождением. У нас есть основания утверждать, что происходил он с Лемкивщины и был русином-украинцем.

— Вы создали ряд художественно-документальных произведений, в которых речь идет о таких фигурах нашего прошлого, как князь-философ Владимир Василькович, княгиня Анастасия Заславская, профинансировавшая Пересопницкое Евангелие, князь-меценат Василь-Константин Острожский, книжник Мелетий Смотрицкий, лидер ОУН Степан Бандера. Кто теперь у вас на очереди?

— Честно говоря, не очень люблю делиться своими творческими планами, потому что часто бывает так: обнародуешь какой-то замысел, а потом его не реализуешь. Около года назад в прямом эфире украинского радио в передаче, которую вел М.Слабошпицкий, я заявил, что напишу роман об Андрее Варголе (Энди Уорхоле). И не написал ни строчки. Однако написал роман о Степане Бандере. Поэтому — не буду загадывать. Хотя роман о Варголе нужно будет сотворить. Считайте, что это — моя мечта. Правда, в нем будет фигурировать не только король поп-арта и его друзья, семья, но и венгерские национальные герои — Илона Зрини, Ференц Ракоци, поэт Александр Петрович, он же Шандор Петефи, ренессансный живописец Рафаэль и... некоторые современные украинские (очень патриотические!) политики. Словом, это должен быть «гремучий коктейль».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать