Перейти к основному содержанию

Певцы не выдержали марафон

03 декабря, 00:00

В субботу завершился II Международный музыкальный конкурс им. Н. Лысенко, в котором приняли участие 130 пианистов, скрипачей, виолончелистов и певцов из 13 стран.

Десять дней на сценах филармонии, оперного театра, Дома ученых и консерватории музыканты и вокалисты старались показать во всей красе свои таланты. Членов жюри и меломанов, активно, следящих за ходом борьбы, ожидали не только приятные сюрпризы, но и довольно серые выступления. Были открытия и разочарования. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

ВОКАЛИСТЫ

Наибольшее количество участников было в номинации «Сольное пение» — 67. Именно здесь больше всего был отсев и недовольных среди тех, кто проиграл. За бортом соревнования оказалось немало интересных и самобытных молодых артистов. Дело в том, что к третьему, решающему, туру, певцы, вышедшие в финал, не показали себя в полном блеске. Видимо, сказалось волнение, а победа вокалистов, получивших звания лауреатов и дипломантов, не была достаточно убедительной.

— В конкурсах всегда есть победители и проигравшие. Последние остались недовольными, — считает председатель жюри вокалистов Мария Стефьюк. — В этот раз на лысенковском конкурсе участвовало много хороших певцов и победили сильнейшие участники. Мне было очень интересно всех послушать и как вокалистке, и как педагогу. Но конкурс — трудная борьба. Нужна большая сила воли, необходимо проявить характер, чтобы, выйдя на сцену, показать себя с лучшей стороны. Очень понравилась жюри обладательница I премии: Оксана Дыка, моя молодая коллега по киевской Опере. У нее очень красивый голос. Актриса обладает внутренней музыкальностью. Бог дал ей все: красоту, голос, талант. Прекрасные вокальные данные у баса Виктора Дудара (II место), который является солистом Львовской оперы и занимается в аспирантуре у профессора Кушплера. Он вокалист-музыкант, обладающий редким даром. Когда запел «Реве та стогне Дніпр широкий», то у меня словно мороз по спине прошел. Я считаю, это его выступление было вершиной камерного исполнения. Чудесно пел камерные произведения солист Харьковской оперы тенор Максим Пастер, получивший диплом. Хорош был победитель конкурса — тенор Мариан Талаба. В этом году он стал солистом Нацоперы.

Все участники так много пели, что к третьему туру, похоже, устали. Поэтому жюри оценивало певцов по сумме баллов и впечатлению за все конкурсные дни. Те вокалисты, которым в этот раз не повезло, я желаю не отчаиваться. Надо отшлифовывать свой голос и в следующий раз удача обязательно им улыбнется.

А вот взгляд на конкурс не с судейской скамьи, а с зрительного зала.

— У членов жюри должен быть более строгий подход. Нельзя делать скидок на конкурсе, — считает педагог НМАУ Евгения Мирошниченко. — Ведь конкурс имеет международный статус. Если говорить спортивной терминологией, то это соревнование сродни олимпийским играм. Но ведь когда конькобежец сходит с дистанции, то судьи ему не делают поблажку и не дают возможности переиграть свой результат. А у нас это присутствовало и, на мой взгляд, это огромное упущение жюри. Конкурс, — прежде всего соревнование, где вокалист должен показать мастерство, силу и красоту своего голоса. А третий тур, когда артисты выступали в сопровождении симфонического оркестра, был просто позорным. В финал вышли вовсе не лучшие певцы. Уже после трех исполненных ими фраз можно было останавливать — все и так понятно. Но жюри и публика сидели, мучились, страдали, слушая это так называемое пение. Увы, не было безоговорочной победы, и этот факт оставляет горчинку от нынешнего певческого конкурса.

Меня очень огорчило невнимание жюри. Из их поля зрения выпали певцы, у которых не только великолепные голосовые данные, но прекрасный артистический дар. Из моего класса соревновались пять вокалистов, но повезло, лишь двоим. Татьяна Ганина (сопрано) получила второе место среди женщин, а Сергей Ковнир (бас) разделил третью премию между баритонами: львовянином Андреем Бенюком и киевлянином Дмитрием Гришиным. А в адрес молодых солистов Национальной оперы Украины Оксаны Дыкой (сопрано) и Мариана Талабы (тенор), которым жюри присудило первые премии, могу сказать, что в финале они выглядели не лучшим образом. Хотя у обоих хорошие голоса. У артистов есть предпосылки к тому, что со временем они смогут стать хорошими профессионалами. Но на сегодняшний день — это только наметки. Они не показали тот уровень, который должен звучать у победителей. Кроме вокальной техники нужно продемонстрировать артистичность, музыкальность, техническую грамотность, певческую культуру. На конкурсе Оксана и Мариан только заявили о себе, так сказать, засветились, а дальше они должны самосовершенствоваться. Хочу предостеречь их от звездной болезни, чтобы стать премьерами оперы, им нужно быть более требовательными к себе и очень много работать и еще раз работать. Для меня Певец с большой буквы становится только тогда, когда публика узнает его голос по слуху и может сказать: «Это поет Иван Козловский, Анатолий Соловьяненко или Мария Литвиненко-Вольгемут». Я за яркую индивидуальность. Иначе не стоит вообще заниматься вокалом и связывать свою судьбу с артистической деятельностью.

Не скрывал своего разочарования дирижер Национальной оперы Украины Иван Гамкало: «Я был удивлен, что на третий тур прошли мало наученные вокалисты. Они исполняли арии неритмично, у некоторых были проблемы с дыханием, но жюри внимание на такие «мелочи» не обращало. Даже победители выступали неубедительно. Но самое печальное, что вокальный конкурс можно назвать локальным, а не международным. Ведь соревновались украинские певцы. Мы что, возвращаемся назад к конкурсу республиканскому?

ВИОЛОНЧЕЛИСТЫ

Совершенно иная атмосфера была у виолончелистов. Председатель жюри в этой номинации Иван Кучер, доцент НМАУ, солист Дома органной и камерной музыки, участник квартета им. Лысенко не скрывал своего удовлетворения результатами конкурса:

— Я считаю, что в Украине лысенковкий конкурс стал настоящим событием. Впервые за всю его историю было 34 заявки на участие, представляющие восемь стран. Приехали в Киев 22 конкурсанта — тоже достаточно много. Ребята показали блестящую подготовку. Очень хорошо выступали те, кто стал лауреатами. Анна Пирожкова (окончила Одесскую консерваторию, класс В. Балон-Римашевской, ныне продолжает учебу в Высшей музыкальной школе им. Эсйлера в Белине (педагог С. Форк). — Т. П.

) продемонстрировала конкурсный вариант игры. Она крепкая, волевая, заставляющая себя слушать. А когда исполняла дворжаковкий Концерт си минор для виолончели, то вела за собой оркестр. Ее игра стала подарком для слушателей и восхитила членов жюри. Анна быстро реагирует на все партии, движение оркестра, показав себя большим профессионалом.

Вторую премию разделили Роман Самостроков (концертмейстер оркестра «Виртуозы Львова») и Юрий Погорецкий (5-курссник НМАУ, класс Червовой) — хорошие виолончелисты, но хотелось бы слышать в их игре больше ровности в стиле. Ведь жюри отмечает не только качество исполнения, но и как музыкант передает эпоху композитора.

Бронзовую награду из Киева повезет в Ереван Ваге Ростомян. Замечательный парень. Прекрасная работа его педагога Медеи Абрамян (известной виолончелистки, ученицы М. Ростроповича), а конкурсанту чуть-чуть не хватило личностного отношения к тем произведениям, которые он исполнял.

Двумя дипломами жюри отметили Лауру Откелбаеву из Казахстана и второкурсника НМАУ Александра Госачинского (занимается в классе у Кучера. — Т. П. ). Музыканты только делают свои первые шаги в постижении мастерства, но в них есть потенциал, и от их настойчивости зависит, станут ли они мастерами экстра-класса.

ПИАНИСТЫ

В номинации «Фортепиано» заявки прислали 34 конкурсанта, потом подтвердили участие 23, а на жеребьевку приехали и соревновались всего 10 пианистов. Столь маленький состав участников был вызван двумя причинами. По словам председателя жюри, профессора Высшей школы музыки и театра в г. Ганновере Владимира Крайнева, кое-кто побоялся его крутого нрава, зная, как маэстро строг, и решили попытать счастья в других соревнованиях. Благо, фортепианных конкурсов ныне проводится огромное количество. А второй причиной является прискорбный факт. К сожалению, иностранцы мало знают украинскую музыку и, в частности, сочинения нашего классика — Николая Лысенко. А те, кто все-таки решился приехать в Киев, были не самыми сильными музыкантами.

— Меня конкурс разочаровал, — признался Владимир Всеволодович Крайнев. — Мало участников. Возможно, организаторы понадеялись, что будет большой приток украинских музыкантов, а те, в свою очередь, увидев настоящий международный состав жюри, наверное, испугались. Общий уровень пианистов, к сожалению, был очень низким. Пожалуй, только У Цунь (Китай), получивший I место, и Михаил Данченко (Украина), завоевавший серебряную медаль, показали замечательную игру. Оба талантливы и милы. Они абсолютно разные, но вместе с тем, две яркие индивидуальности. Данченко — уже сложившийся мастер, со своим отношением, своей палитрой. (Ныне Михаил учится в аспирантуре Высшей школы музыки и театра в г. Ганновере. — Т. П. ).

У Цуню всего 20 лет, (он студент 5 курса Одесской музыкальной академии им. Неждановой, класс Поповой. — Т. П. ). Своей юностью, свежестью и непосредственным отношением к тому, что он делает, во многом очень привлекал к себе. Ему симпатизировали не только члены нашей судейской бригады, но и слушатели, которые сидели в зале, следя за перипетией борьбы. Цунь блестяще выступил в финале, исполнив Концерт № 1 Листа и первую часть концерта Ревуцкого. Именно третий тур решил судьбу первой премии, которую музыкант получил вполне заслужено.

Разрыв между победителями и остальными конкурсантами был настолько большой, что их победа ни у кого не вызывала сомнений. Именно поэтому третье место мы вообще не присуждали, отметив лишь трех пианистов дипломами.

СКРИПАЧИ

Именинником чувствовал себя председатель жюри в номинации «Скрипка» Богодар Которович и не скрывал своего приподнятого настроения на заключительном концерте лауреатов:

— Я счастлив, что лысенковский конкурс состоялся. Единственным минусом могу назвать то, что соревнования проходили одновременно, и я не смог послушать пианистов, виолончелистов и певцов. Скрипачи показали высочайший уровень. Я могу сопоставить с недавно завершившемся конкурсом Паганини в Генуе, где был в жюри. Должен со всей ответственностью заявить, что киевский конкурс, по уровню его финалистов, значительно выше. Все три наших лауреата могут смело ехать на любой международный конкурс и, я уверен, займут высокие места. Наша судейская команда работала дружно, без конфликтов. Все они высокопрофессиональные музыканты и педагоги, имеющие опыт работы в жюри.

Анастасия Пилатюк (I место) продемонстрировала яркую игру. (Учится на 4 куре Львовской музыкальной академии и параллельно занимается на 1 курсе Высшей музшколы г. Кельн (Германия). — Т. П. ). Она утонченный скрипач, обладает чудесными данными музыканта, прекрасно выглядит, очень талантлива.

Самые лучшие эпитеты могу сказать в адрес Кирилла Шарапова, получившего II место, занимающегося на 3 курсе НМАУ. Как его педагог, считаю, что потенциал скрипача еще полностью не раскрылся в этом конкурсе, но уверен, что у Кирилла фантастическое будущее.

Лауреатом III премии стал Федерико Касик. Он представлял Германию, по происхождению чех, ныне учится в Украине: первокурсник Львовской консерватории. Очень талантливый скрипач.

Итак, лысенковский конкурс завершился. Победители празднуют победу, а проигравшие грустят. Но не следует забывать, что в искусстве, чтобы находится на вершине успеха, нужно каждый раз, выходя на сцену, доказывать свою состоятельность, чтобы называться звездой. Конкурс — лишь трамплин для начала карьеры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать