Почему экологи «закрывают» Дунай для Украины
4230 человек получат работу на предприятиях Придунавья, если обустроить судоходный путь из Дуная в Черное море по гирлу Быстрое. В этом суть проекта, разработанного специалистами государственного предприятия «Дельта- Лоцман» и направленного не только на то, чтобы оживить экономику региона, но и на улучшение природопользования в этом уникальном крае. Значимость этих предложений такова, что ими заинтересовался и рассмотрел недавно правительственный комитет промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций. Не исключено, что вопрос будет обсуждаться и на заседании Кабмина.
Суть дела в том, что сегодня Украина не имеет своего водного пути из Дуная в Черное море. За проход по судоходному ходу, принадлежащему Румынии, украинским судовладельцам приходится платить валютой. Если же расчистить и обустроить собственный путь, то только поступления в госбюджет, по мнению специалистов ГП «Дельта- Лоцман», вырастут почти на 12 млн. грн. Возможности роста местного бюджета, по их подсчетам, – 1,7 млн. грн.
Между тем, рядом, в румынской части дельты, находится Сулинский канал. Только от украинских судоходных компаний соседи за год получают более миллиона долларов. Специалисты уверены, это использование румынского пути равнозначно ущербу для политических и экономических интересов нашей страны. Почему проблема не решена до сих пор?
Оказывается, на пути проекта стали украинские защитники природы. Чтобы разъяснить суть их разногласий с речниками, сошлемся на требования, предъявляемые международными документами. Например, в Концепции о запасах (резервах) биосферы, принятой в 1974 году, сказано, что эти запасы определяются национальными правительствами и выполняют, в частности, функции сохранения, развития и логистической (т.е.коммерческой) поддержки. В 1995 году был принят еще один концептуальный документ — «Севильская стратегия», направленная на сохранение и соблюдение всех необходимых условий для развития жизни человека и его окружения. В 2000 году и в Украине был принят закон об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы. Основное его положение – содействовать сбалансированному использованию биологических ресурсов в хозяйственной деятельности. В программе сказано: человек является неотъемлемым элементом биологического разнообразия и вне его существовать не может. Иными словами, и украинское и международное законодательство не исключают полностью хозяйственную деятельность на природоохранных территориях, а лишь добиваются ее гармонизации со стоящими перед ними задачами.
Что касается конкретно Дуная, то главное в его проблеме — экологическое оздоровление суши и акваторий, особенно протоков и рукавов реки, улучшение состояния плавневых экосистем. Эта задача вполне разрешима в рамках предложений, выдвинутых одесскими учеными в соответствии с проектом «ТACIS» для озер Нижнего Дуная. По мнению специалистов госпредпредприятия «Дельта-Лоцман», в Украине до сих пор не сделали решающего шага в сторону внедрения европейских стандартов (в соответствии с Севильской программой); мало что сделано, собственно, и для реализации национальной Программы. В результате — до сих пор в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО не значится ни один из украинских биосферных заповедников. Возникает вопрос: имеют ли они международный статус? Очевидно, нет. До сего времени не выполнен также указ Президента Украины «О создании Дунайского биосферного заповедника» в части процедуры его включения в международную сеть национальных резерватов. При создании самого заповедника не были выполнены и положения указа Президента о процедуре согласования с заинтересованными органами исполнительной власти. Минэкологии не утвердило перераспределение заповедника на соответствующие зоны и таким образом не выполнило обязательное условие, которого придерживаются во всех странах при организации биосферных заповедников — о сохранении традиционных видов хозяйственной деятельности местного населения.
Кроме того, специалисты ГП «Дельта-Лоцман» утверждают, что рукава и внутренние водоемы Дуная ранее вообще не входили в состав заповедника «Дунайские плавни». Это находит подтверждение в небрежно и невнятно составленном акте (от 05.02.1999г.) инветаризации земель при передаче их в пользование Дунайскому биосферному заповеднику. Тем не менее к его территории без достаточного согласования с заинтересованными органами власти были причислены протоки и внутренние водоемы общей площадью 2541 га. В результате международный статус биосферного заповедника до сих пор под сомнением. Заповедник не вошел в список ЮНЕСКО, в котором перечислены все биосферные резерваты (программа «Man and Biosphere»). С другой стороны это позволяет его администрации пренебрегать рекомендациями «Севильской стратегии» и препятствовать жизненному развитию и хозяйственной деятельности в регионе. С этим никогда не согласятся люди, живущие в Придунавье и хорошо знающие, что такое безработица и остальные сопутствующие ей социальные проблемы.
Выпуск газеты №:
№39, (2002)Section
День Украины