Почему они уходят на улицу
За год в Украине через приюты прошло около 30 тысяч детей, 15 процентов из которых — дошкольного возрастаСегодня в столичном Украинском доме — совместное заседание коллегии Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел и Государственного комитета по делам семьи и молодежи. На повестке дня — «дети улицы», анализ явлений, порождающих эту проблему, и поиск путей улучшения социальной защиты тех, кто оказался лишенным опеки близких. Однако может ли государство в сжатые сроки изменить ситуацию к лучшему? Почему у нас продолжает расти число социальных сирот и дети при живых родителях остаются без отеческой опеки?
Известно, что ежегодно родительских прав в Украине лишается около шести тысяч человек, а на учете в службах по делам несовершеннолетних состоят 82 тысячи неблагополучных семей. За год по Украине через приюты прошло около 30 тысяч детей. Раньше туда попадали в основном подростки в возрасте 12—14 лет. А теперь временными обитателями детского прибежища все чаще становятся малыши — дети дошкольного возраста составляют там сегодня до 15 процентов.
Оказавшись на улице, мальчики и девочки вынуждены сами о себе заботиться — добывать пропитание и одежду. Некоторые навсегда порывают с отчим домом, кто- то появляется там лишь периодически, а кто-то приходит переночевать. Однако прежде, чем уйти из дому, ребенок бросает школу. Как правило, это довольно длительный процесс: от неуспеваемости, пропусков отдельных уроков и отдельных учебных дней — к полному отказу от школы, где ребенок начинает чувствовать себя все более и более дискомфортно. Какие же потребности ребятишек нужно удовлетворить, чтобы они не «утекали» в неблагоприятную для их развития среду? Материалы исследований Центра социальных экспертиз и прогнозов Института социологии НАН Украины (Международная программа по искоренению наихудших форм детского труда в Украине — IPEC) позволяют проследить некоторые общие закономерности в механизме «выталкивания» ребенка из семейной среды на улицу. Национальный менеджер программы IPEC Елена Петращук сказала «Дню»: «Это, в первую очередь, потребность в улучшении материального обеспечения». Качество жилья — также существенная потребность несовершеннолетних, и многие из них даже готовы переехать учиться в интернаты, чтобы иметь жилище получше.
Например, самое распространенное занятие для детей — это сбор вторичного сырья (24%), значительная часть устраивается грузчиками (13,9%) и разнорабочими (11,7%). Попрошайничает около 16% из опрошенных детей, а торгует на рынках почти 13%. Дети занимаются сельхозработами, уборкой помещений, некоторые работают на предприятиях. Из работающих детей только треть посещает школу в полном объеме, примерно половина из них часто пропускает занятия, а 16,5% не посещает учебу вообще. Принуждают детей работать, согласно исследованию, только 2% родителей. Почти половина ребятишек тянется зарабатывать карманные деньги, а некоторые просто не хотят ходить в школу. Желание заработать деньги для себя и в помощь своей семье — далеко не единственная причина, подталкивающая к заработкам. У кого- то из ребятишек просто нет желания ходить в школу, кого-то вынуждают к этому шагу конфликтные отношения в семье, а некоторые в ходе решения материальных проблем нацелены получать от своей работы еще и практический опыт. Из опрошенных детей практически все готовы вернуться в школу при создании для этого определенных условий — если бы родители зарабатывали достаточно, если бы была возможность наверстать пропущенный материал, если бы наладились отношения в семье... Исследователи утверждают, что без существенных материальных затрат можно было бы вернуть в школу каждого пятого из работающих детей.
Возвращать же детей в семью — тоже непросто. Чтобы стабилизировать проблемную семью, требуется немало времени, усилий и главное — желания ее членов что- то менять к лучшему. Сегодня понятие «родительские права» довольно прочно укоренилось в нашем сознании. А вот о родительских обязанностях наше население имеет порой весьма смутное понятие. Родители не всегда в курсе потребностей своих детей, а о том, что эти потребности нужно грамотно формировать, знают далеко не многие.
В ходе исследования было обнаружено, что среди детей, работающих в селе, 11% никогда не может сытно поесть. Половина из них имеет такую возможность очень редко, а достаточным питанием обеспечены только 5% таких детей. Среди детей, предоставляющих секс-услуги, всегда сыты 40%, а поесть вдоволь удается редко только пятой части названной категории. Сельские дети из заработанных денег по своему усмотрению обычно могут тратить около одной гривни в день, а оказывающие секс-услуги — в среднем по 11 грн., хотя среди них есть такие, кто в день тратит до 200 грн., и те, кто вообще свободных денег не получает. Дети, занятые в сельскохозяйственной сфере, в свободное время хотели бы иметь дополнительную работу с целью заработка, им бы хотелось смотреть телевизор, заниматься спортом и туризмом, а каждый четвертый из них мечтает просто побольше отдыхать. А вот те, кто занят секс- услугами, желали бы в свободное время посещать бары, рестораны, дискотеки, принимать гостей, хотя 40% опрошенных детей этой категории тоже хотят получить дополнительную работу.
Показательно, что сельские жители в семи случаях из десяти считают, что детская работа экономически выгодна для семьи, так как полагают, что она является воспитывающим фактором и дети должны самостоятельно зарабатывать на свои потребности. Больше половины родителей тех детей, которые предоставляют секс-услуги, даже не знают, где работает их ребенок.
Выпуск газеты №:
№215, (2003)Section
День Украины