Почти украинская война

Это не произвольные визии, а четкая тенденция, которую может заметить внимательный зритель: мода на Украину в мире — во всяком случае, в мире кино — продолжается. В новом голливудском блокбастере «Оружейный барон» главный герой — родом из Одессы, переезжает вместе с родителями тоже в Одессу, маленькую, — это неофициальное название района Нью-Йорка, где проживают иммигранты из бывшего СССР. А уже в зрелом возрасте возвращается на родину по делам бизнеса. Апогей такой географической специфики — контурная карта Украины, эффектно насыпана на круглом столике чистейшим кокаином, причем беспутный брат главного героя точно показывает, где там Одесса, а где Крым.
За последний год это уже третье появление нашего государства в голливудском кино. Первым был Спилберг с «Войной миров», вторым — язвительный провокатор Том Бертон в полнометражном мультфильме «Мертвая невеста». Правда, контекст упоминаний довольно зол. У Спилберга с нас начиналось нашествие агрессивных инопланетян, а в «Мертвой невесте» болтливый костяк-колдун готовит какое-то убийственное «украинское зелье» — чтобы отправить на тот, то бишь в свой, свет, живого жениха, озвучиваемого, между прочим, Джонни Деппом. В фильме же Эндрю Никколя бывший украинец, такой себе Юрий Орлов, в исполнении Николаса Кейджа, становится магнатом по продаже оружия — абсолютно бесчестным и беспринципным, а в Одессу приезжает, чтобы за бесценок скупить никому не нужные советские арсеналы. Но поборникам национальной добродетели не стоит нервничать — Украина тут ну очень условная. Начиная с того, что у главного героя такая сугубо украинская фамилия, и заканчивая тем, что он уже в 1983 году имеет украинский паспорт (!)
Понятно, что это только антураж, главное — история, которую хочет показать Никколь. Она, как положено, с моралью, и мораль прочитывается ясно и выпукло с первых же кадров: оружие — это очень плохо, торговать оружием — еще хуже. В финале сентенция усиливается еще и обвинением в адрес главных зачинщиков всемирной бойни — США, Великобритании, Франции, Китая и России, которые, хотя и составляют Совет Безопасности ООН, еще и являются основными поставщиками оружия во всем мире. На фоне этого, понятно, выше описанные «украинские» грехи выглядят сущими пустяками...
Делать такие фильмы-обвинения — дело неблагодарное не только в силу общественной реакции; часто-густо страдает именно художественная сторона, и «Оружейный барон» — именно тот случай. Для политической, обличительной драмы в нем не хватает остроты и пафоса. Для драмы психологической, предусматривающей изображение внутреннего фиаско главного героя, — не хватает утонченности. Николас Кейдж — прекрасный актер, но, кажется, неопределенность задания в этом фильме, неуверенное положение между политическим и психологическим отбирает энергию у его таланта. Он все делает правильно — и вяло.
Кто знает, может, такой злободневный, реалистический дискурс вообще не свойственен Эндрю Никколя. Ведь наиболее заметны в его творчестве — фантастические ленты — эффектный футуристический дебют «Хаттака» (1997 г.) с Умой Турман и Этан Хоуком в главных ролях, «Шоу Трумана» (1998 г. — сценарист и продюсер) с очень необычным Джимом Керри...
В любом случае, из этого можно сделать два конкретных вывода: первое — мы действительно таки становимся модной страной; второе — с оружейным бизнесом нужно что-то делать.
Но это было понятно и без фильма.
Выпуск газеты №:
№22, (2006)Section
День Украины