Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС: на два не делится
Критическим является позитивное решение вопроса о подписании целостного соглашения, без исключения торгово-экономического блока
Подписание Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС — решающее уже не только для Украины и региона Восточной Европы, но и для сохранения баланса сил великих держав на глобальном уровне. И это подписание должно состояться уже в ближайшее время, поскольку в этом году будет проходить переизбрание Европейского парламента (май) и Европейской комиссии (сентябрь), а Украина не может вновь потерять эту возможность. Соглашение имеет комплексный характер, включает политическую ассоциацию и экономическую интеграцию двух сторон. При отсутствии позиции новой украинской власти, европейские партнеры в своем заявлении (от 7 марта с.г.) заявили о готовности подписать политическую составляющую как приоритетную, без экономической части.
Украинская сторона поддержала такое предложение и 13 марта Верховная Рада приняла постановление, которым уполномочила Премьер-министра как можно быстрее заключить Соглашение об ассоциации в части политической ассоциации после согласования соответствующих часовых рамок. Постановление вполне логично отмечает потребность активизировать подготовку Программы имплементации Соглашения и создания национальной системы координации этой деятельности. Однако вопрос об отделении подписания политической и экономической составляющих вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЦЕННОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ?
Сегодня Соглашение об ассоциации — это готовый целостный документ. Логика и внутренняя структура настоящего документа не позволяет разрывать его на части. Документ построен на внутренней взаимозависимости его составляющих, имеет стройную систему статей, содержащих ссылку на разные части соглашения. В то же время, с политической и юридической точек зрения, гибкость документа заключается в возможности отсрочить реализацию отдельных его частей с сохранением целостности текста. Поэтому сегодня украинская сторона может согласиться на отсрочку имплементации торговой части, но в любом случае не на разграничении во времени подписания отдельных частей. Приоритетным для Украины является подписание документа в целом.
ЕВРОПА КАК ЦЕНТР ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ
Если посмотреть на подобные соглашения об ассоциации ЕС с другими странами (Польша, Чехия, Венгрия, Чили), то они имели обычно более простую структуру и разное содержательное наполнение. Подход ЕС заключается в том, что каждое новое соглашение должно соответствовать конкретным условиям и политическим особенностям страны, с которой подписывается. Обычно, глубина сотрудничества со странами, которые подписали соглашение об ассоциации, является меньше, чем с полноправными членами ЕС. Потому ЕС предложил асимметричное соглашение для Украины, которая предусматривает различия в обязательствах сторон и более длинный переходный период для украинской стороны, в частности, чтобы обязательства по содействию торговле не применялись раньше, чем страна сможет их выполнить.
11 марта с.г. Еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гухт заявил, что соглашение об ассоциации с Украиной подпишут в ближайшее время. Он призвал Европейский Парламент и Совет ЕС ускорить процесс принятия, чтобы нормы о снижении торговых тарифов заработали до июня. Иными словами, европейская сторона готова применить положение о зоне свободной торговли с Украиной даже без формального подписания. ЕС заявил, что намеревается принять «односторонние действия, которые позволят Украине получить существенные выгоды от положений, предложенных глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли». Это предусматривает применение норм относительно импорта товаров, уменьшения тарифов и открытия нулевых тарифных квот через так называемые автономные торговые мероприятия.
Украина со своей стороны заинтересована не только во влиянии на политическую систему, но и в интеграции ее экономической системы в европейский внутренний рынок. Однако этот процесс обусловлен определенными политическими обстоятельствами.
ЗАВИСИМОСТЬ СОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ РОССИИ
Разделение соглашения на две отдельных части приведет к тому, что будет потеряна ее целостность и в целом нормальность. Это даст основания для манипуляций и новых информационных провокаций среди населения Восточной Украины со стороны России, которая будет апеллировать к тому, что европейский курс развития не предлагает никаких реальных альтернатив для улучшения экономической ситуации.
Если сегодняшнее украинское правительство готово отказаться от подписания торгового блока соглашения с ЕС через предостережение относительно вероятной негативной реакции России на такой шаг, то функцию отстаивания европейского курса должно взять на себя гражданское общество. В течение 2007—2012 гг. был проведен 21 раунд переговоров относительно подготовки Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; эту наработку нельзя терять. США и ЕС официально осуждают поведение России относительно ее вторжения на территорию Украины и объявили о введении санкций относительно РФ.
Россия даже минимально не готова допустить введения Украиной европейских стандартов жизни, управления или ведения бизнеса. И, как показывает опыт, Россия еще перед Вильнюсским саммитом ЕС (27—28.11.2013) под вымышленными поводами нарушала двусторонние договоренности об экономическом сотрудничестве и блокировала торговлю с украинскими производителями, осуществляя прямое необоснованное экономическое давление на украинскую сторону. На фоне длительного и последовательного продвижения европейской интеграции украинским правительством, негативный результат в форме отказа украинского правительства от подписания соглашения и вызвал ощущение обманутых надежд и широкое сопротивление украинского общества.
Поэтому критическим является позитивное решение вопроса о подписании целостного соглашения, без исключения торгово-экономического блока. И это может, без преувеличения, стать важнейшим достижением независимой Украины.
КОММЕНТАРИЙ
Александр СУШКО, директор Института евроатлантического сотрудничества:
— Были серьезные дискуссии на тему подписывать ли немедленно (Соглашение. — Ред.) или дождаться выборов в Украине и формирования полностью легитимной власти, которая будет отвечать за страну и за последующую политику. Поскольку были эти две точки зрения, то все стороны пришли к компромиссу.
В действительности, настоящий документ не разделяется на две части — Соглашение одно. Но сама процедура подписания разделяется на два этапа. Для юридической практики — это достаточно необычно. По крайней мере, мне неизвестны прецеденты такого подхода, но понятно, что это было политическое решение. То есть, заключается специальный протокол, согласно которому, сама процедура разделяется на два этапа.
Основной мотив, чтобы окончательную подпись поставили те руководители Украины, которые пройдут испытание выборов и могут нести полную ответственность за введение этого Соглашения.
Один уже отложил подписание этого Соглашения (речь идет о Викторе Януковиче. — Ред.). Надеюсь, что урок Вильнюса хорошо усвоен руководством Украины. Кое-кому, это стоило вообще политической жизни. Поэтому, думаю, это надолго отобьет желание у руководителей государства играть с такими вещами.
P.S. В интервью «Дню» исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дещиця отметил, что Соглашение об ассоциации будет подписано полностью. «Но не будут введены в действие все разделы этого соглашения, зато будут перечислены разделы, которые будут введены позже», — отметил он. В то же время, по его словам, эти разделы будут «реализовываться и вводиться в жизнь соответственно, когда созреют».
Выпуск газеты №:
№51, (2014)Section
День Украины