Пока не очень «смарт»
Почему единый электронный билет не облегчил передвижение по Киеву«Недавно ко мне приезжали коллеги из Германии и сделали интересное для них фото: старый ржавый компостер и новый валидатор. Писали, что это — как две эпохи встретились», — рассказал «Дню» Дмитрий БЕСПАЛОВ, эксперт по транспортному планированию.
Киевляне же ждут, когда эпоха новейших технологий окончательно победит, а введенный электронный билет в общественном транспорте начнет действовать абсолютно на всех его видах, смарт-карточки будут продавать везде, а не в определенных местах, кондукторы будут хорошо осведомлены с новациями, а карточка будет срабатывать во время каждого приложения к валидатору, чтобы не приходилось неожиданно искать наличные.
ОЖИДАНИЕ
Киевлянам достаточно долго обещали запустить е-билет. Последнее обещание было в ноябре прошлого года. Но только 28 февраля 2019-го Киеврада утвердила правила использования электронного билета в пассажирском транспорте столицы. Во-первых, это упростит жизнь горожанам. Ведь имея одну транспортную карточку в кошельке, можно легко передвигаться по городу на общественном транспорте, еще и экономить средства на оплате поездок.
Во-вторых, это поможет коммунальному предприятию «Киевпасстранс» точно считать льготников и получать соответствующую компенсацию от города. Даже министр инфраструктуры Владимир ОМЕЛЯН ранее отмечал, что наличные от пассажирских перевозок в общественном транспорте — это миллионы гривен в день, значительная часть которых исчезает неизвестно куда. А так город получит детальную статистику относительно использования пассажирами городского транспорта и сможет более тщательно работать над проблемой оптимизации транспортных путей и периодичности движения транспортных средств, отмечал министр.
РЕАЛИИ
Пока картинка далеко не идеальная. Кроме жалоб горожан, что смарт-карточка несовершенна, работники «Киевпасстранса» обсуждают в социальных сетях задержку заработной платы. А руководство предприятия в комментариях журналистам объяснило, что причина именно в электронном билете. Как комментировали в «Киевпасстрансе», сейчас выплачиваются зарплаты только за февраль — через внедрение новой автоматизированной системы оплаты проезда и неполную компенсацию за перевозку пассажиров льготных категорий по «Карточке киевлянина».
Кстати, внедрение системы обошлось городу в 400 миллионов гривен. На эти деньги для КП «Киевпасстранс» закупили полторы тысячи комплектов валидаторов эстонской фирмы Ridango, 300 считывающих устройств для контролеров и программное обеспечение. Также в стоимость вошли услуги по монтажу оборудования.
По решению Киевской городской государственной администрации, частные перевозчики также должны перейти на единый электронный билет до конца 2019 года. Они будут покупать валидаторы и подключать их к системе за собственные средства. Впрочем, захотят ли перевозчики вкладывать в это собственные деньги?
ТРИ ПРЕТЕНЗИИ ЭКСПЕРТОВ
Пока специалисты по транспортному моделированию называют электронный билет в Киеве электронным компостером. Дмитрий Беспалов объяснил «Дню» причины: «Первая претензия к внедряемой системе такова, что Киев проигнорировал возможность сделать ее за счет инвестора. Это один из немногих таких потенциальных проектов, которые можно сделать в транспортном планировании. Ни один инвестор не даст деньги, например, на строительство путепровода на Шулявке, а вот на систему, которая собирает деньги за определенный процент, можно было бы рассчитывать. Киев это внедрил на собственные средства».
Вторая претензия эксперта заключается в том, что Киев знал, какое именно оборудование нужно покупать, в техническом задании были четкие параметры приборов, и другие просто не рассматривались. «То есть город просто договорился об определенной конфигурации оборудования и его приобрел», — продолжает Дмитрий Беспалов.
Третья проблема — Киев купил оборудование, когда программное обеспечение еще не было готово. Поэтому, по словам Беспалова, мы сильно опаздываем с внедрением электронного билета, он должен был появиться намного раньше.
ОСОВРЕМЕНЕННЫЙ КОМПОСТЕР
В то же время наш собеседник видит несколько преимуществ в киевской истории с электронным билетом. Так, заставить льготников валидировать свои карточки — очень позитивный шаг, ведь для «Киевпасстранса» это улучшает учет, контроль и финансовое планирование. На «пятерку» Киев справился с маркетингом смарт-карточки. Дмитрий Беспалов отмечает, что ее дизайн нравится другим городам Украины. Не принимаем во внимание, во сколько это обошлось столице.
«Но у транспортного билета еще нет признаков системности, он не работает во всем транспорте. За бортом — частные операторы, а это вторая по пассажирообороту система в Киеве после метрополитена. Поэтому иметь карточку транспорта — это не гарантия, что только с ее помощью можете обслуживать свою мобильность», — комментирует Дмитрий Беспалов.
«Относительно «Киевпасстранса», то у него нет необходимости быть очень эффективным в плане менеджмента, потому что город все равно закроет дыры его финансирования, — добавляет эксперт. — Почему обвиняют именно электронный билет (в задержке зарплат. — Ред.), я не понимаю. Но если действительно в Киеве не было средств на эту систему, то почему это не сделали за счет инвестора, который бы уже все это установил, и это была бы лучшая система в мире».
Несмотря на все недостатки, специалисты верят, что смарт-карточки себя оправдают. Киевлянам нужно набраться терпения, а если видят какие-то нарушения — смело сообщать об этом городской власти, как советует Беспалов, хотя бы на горячую линию «15-51».
«К городу действительно много вопросов, в частности — почему это не инвест-проект, но понимаем, что кто-то какой-то процент денег хочет отмыть. Однако город делает важную и сложную работу, он меняет систему, которая работала много лет, — считает Дмитрий Беспалов. — Это происходит не так быстро, как хотелось бы. Однако Киев наладит систему, то есть безналичная опция оплаты у нас таки появится. Это путь по диагонали, но в правильном направлении, и его можно выровнять. Для этого нужно отойти от ориентирования на разовые поездки, а перейти на стимулирование горожан покупать квартальные и годовые карточки. Идея в том, чтобы транспортная карточка была в кошельке у каждого киевлянина. Пока этого не будет, это действительно компостер».
Выпуск газеты №:
№60, (2019)Section
День Украины