Послание Вечности
В Национальной филармонии Украины прошел вечер «Музыкальная культура Австрии»
Это уже пятая программа цикла «Музыкальная культура Европы». Автором идеи этого творческого проекта является Юрий Сульдин, ведущей концертов — музыковед Леся Олийнык, исполнители — струнный квартет Post Scriptum и певица Тамара Ходакова, а поддержали их инициативу художественный руководитель филармонии Владимир Лукашев и директор Австрийского культурного форума Александр Байерль.
На вечере прозвучали произведения Венской композиторской школы: от Гайдна до Шенберга. Напомним, что в XVIII веке Вену называли музыкальной столицей мира.
Венская классическая школа раскрыла огромные возможности в разных музыкальных жанрах, главным образом в жанре симфонии, оперы, сонаты, концерта, квартета, а также оказала колоссальное влияние на все последующее развитие музыкального искусства.
О музыке Йозефа Гайдна — одного из основателей венской классической школы — его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.
Программу концерта музыканты открыли довольно редко исполняемым Струнным квартетом соль-мажор (соч. 64). Его Гайдн написал в 1790 году (произведение представляет собой классический образец ликующего стиля композитора). Затем вниманию публики был представлен Шестой струнный квартет си-бемоль мажор, соч.18 Людвига ван Бетховена, который квартет Post Scriptum посвятил 240-летию со дня рождения композитора. Кстати, в данном сочинении впервые в камерной музыке Бетховена органично объединились в одно целое противоположные образы. В первую очередь это касается последней части квартета под названием «Меланхолия». Мировоззрение маэстро складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции, композитор говорил: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой». Творчество Бетховена продолжало традиции венского классицизма и приобретало черты нового, романтического искусства.
Во второй части концерта ансамбль Post Scriptum исполнил до-минорную часть 12 Струнного квартета Quartettsatz, созданного в 1820 г. Францем Шубертом. Музыковеды до сих пор гадают: было ли это произведение не окончено, или это эксперимент автора (усеченная форма). И хотя Шуберт жил недолго (всего 31 год, он скоропостижно умер от тифа), не получив такого признания, которое выпало на долю его великих предшественников Гайдна, Моцарта и Бетховена (ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни, из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат — только три. — Т.П.), все же Шуберт успел сказать новое слово в музыке, став одним из родоначальников нового направления — романтизма. Известный поэт XIX века Грильпарцер написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды»...
А завершал вечер Струнный квартет № 2 Арнольда Шенберга — основателя новой Венской школы. Это сочинение композитор написал в 1908 году и посвятил жене Матильде, которая увлеклась другом их семьи художником Рихардом Герстлем. Роман имел печальные последствия: портретист покончил жизнь самоубийством, поэтому в двух последних частях квартета композитор ввел партию сопрано (печальную песню на слова С. Георге исполнила Тамара Ходакова)... Творчество Шенберга отличало благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, остроумие и лаконичность. Композитор был прародителем и компьютерной музыки, возникшей из желания упорядочить форму произведения подобно тому, как Шенберг упорядочил его высотный ряд. А главные открытия композитора — атональность и додекафония — не утратили своего значения до наших дней. Шенберг оказал сильное влияние и на музыкальную эстетику ХХ века. Свое творческое кредо он сформулировал так: «Искусство начинается там, где заканчивается развлечение». Он писал для вечности — и теперь, спустя почти шесть десятилетий после смерти маэстро, мы можем убедиться в правоте его эстетической позиции.
Этот концерт можно назвать путешествием во времени и пространстве. Каждый из музыкантов Post Scriptum является виртуозом: Соня Сульдина (первая скрипка), Виктор Иванов (вторая скрипка), Орест Крыса (альт) и Дмитрий Глущенко (виолончель), а вместе они составляют высокопрофессиональный коллектив, тонко чувствуя исполняемые ими произведения. Такое впечатление, что над сценой витали духи композиторов-классиков, на ухо нашептывая музыкантам, где и когда расставить акценты, и каждый звук откликался в душах слушателей, которые долго не хотели отпускать квартет. За овации публика была вознаграждена — на бис музыканты исполнили «Медленную часть» — произведение ученика Шёнберга композитора-новатора Антона Веберна. В истории музыки его творчество является высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости и непреходящей красоты... Выходя из филармонии, зрители спрашивали, когда следующий концерт этого самобытного коллектива, и узнав, что 30 мая будут исполняться произведения композиторов Великобритании, говорили: «Это нельзя пропустить»!
Выпуск газеты №:
№36, (2010)Section
День Украины