Поверить в Невир
Село на границе двух государств — Украины и Белоруссии — не только активно развивается. Раскупают даже пустующие хаты
ЗДЕСЬ ЕЩЕ ПОЮТ СОЛОВЬИ
На пороге сельского клуба, скрытого за густыми деревьями, стоит, высматривая корреспондента, «продюсер Николай». Так в селе называют заведующего клубом с 44 (!) Стажем работы Николая Степановича Мельника. На рабочем столе — свежий букет из оранжевых цветов, которые растут здесь под каждым сельский домом и пахнут — до умопомрачения. «Продюсером» завклуба прозвали за активную работу, и хотя он говорит, что давно пора ему бросать эту культуру, но вот и в свой отпуск наведывается на работу. «На дискотеки открываю, в выходные, потому что звонят и просят. У того — день рождения, кто-то просто хочет потанцевать, и чем где-то болтаться, пусть веселятся в клубе», — говорит «продюсер», который сейчас здесь единственная штатная единица. То есть сам и музыку включает, один на гармошке играет, сам и пол моет после всех.
Только в этом году на улице, где живет Николай Степанович с семьей, выделили для жилищного строительства семь участков, как говорят на волынском Полесье — поселів. «Я когда давно здесь начинал строиться, был только третий, а теперь — целая улица. И даже хаты, которые родственникам уже не нужны, покупают и обустраивают себе новое жилье», — говорит он. На месте бывшего колхоза на поселы выделено целых 22 участка. Это — информация от великоглушанського сельского головы Евгении Наливайко. Строительный бум в селе, где, по луцким меркам, уже и вороны разворачиваются, Мельник объясняет просто: ягоды, грибы, рыба... Можно выживать. И само село — не пустка. В день семь автобусов через Невир проходят, и шесть из них — через Ветлы — Любешив — Маневичи или через Камень-Каширский — Ковель — едут в Луцк. Таким образом село, о котором сами местные говорят «Хоч вір, хоч не вір, а я їду в Невір», связано со всей Волынью.
Ранее многие невирцы, рассказывает завклубом, были ориентированы на соседнюю Беларусь. Крепкие местные колхозы сманили немало рабочих Волыни. Заманили раз тем, что давали жилье. Не квартиры даже, а добротные дома, со всей инфраструктурой в деревне. «Но теперь у них не везде хорошо. Село Малиновка недалеко от Невира — несколько домов осталось... А сколько концертов мы там дали! Добротная открытая сцена, на которой выступали, стоит до сих пор ...А некому уже петь, город поглотил села», — делится Николай Степанович. И вспоминает свой разговор с бывшим председателем колхоза из белорусского села. «У вас еще люди строятся? — спрашивал председатель. — У вас еще поют в деревнях соловьи».
Сегодня невирцы сетуют, что не могут свободно, как раньше, пересекать государственную границу: Украина и Беларусь уже не союзные республики, а отдельные государства. А граница же прошла «по людям». До соседних белорусских сел, в которых у невирцев — много родственников, несколько километров. А ехать надо только через Дольск, это уже более 20 километров. Где-то в километре-двух от центра Невира — озеро Белое (названное так за чистую воду и песчаный берег). Граница проходит по середине водной глади. И в прошлом году белорусы начали ставить свои пограничные столбики на территории, которую жители Невира и соседних Ветел испокон веков считали «своей». Их предки там сено косили, собирали грибы-ягоды, лес сажали и лес рубили. А по какому положению о демаркации границы это должно было отойти белорусам, и именно они бы уже контролировали уровень воды в Белом озере. В защиту государственной границы стали жители села, было много здесь чиновников, экспертов, совещаний и заседаний. Сегодня никто не может точно сказать, как дело решилось, но, говорят невирцы, белорусские пограничники здесь пока «не шастают».
СЕЛФИ С... СЫНОМ ЯНУКОВИЧА
Несколько лет назад Невир пережил большую оказию, от которой у многих жителей сохранились селфи с самим сыном тогдашнего украинского президента — Виктором Януковичем-младшим. Только, конечно, не все вам теперь их так сразу и покажут. Тогда Невир в Любешивском районе на Волыни стал одной из точек международного соревнования внедорожников «Ukraine trophy 2011». На маршруте сын Януковича и сам садился за руль джипа, но в Невир он прибыл... с неба, вертолетом. Руслана Куявович, завуч местной школы, вспоминает, что он был довольно демократичным, селфился со всеми, кто хотел. А кто тогда, спрашивается, не хотел?! Руслана Евгеньевна и завклубом Николай Степанович и организовывали (по поручению) празднование Ивана Купала для участников «Ukraine trophy 2011».
Мельник вспоминает, как из района привези большую сцену, сценарий же они «доставали» аж в Беларуси. «Все село тогда шло посмотреть!» — вспоминает он. Прилет президентского сына на вертолете и Купала с ним останется для невирцев и округи ярким событием десятилетия. Что есть, то есть. Переживали, как те джипы проедут по нетронутой полесской природе, но кто тогда людей об этом спрашивал?..
CЕЛО БЕЗ БАРА
На центральной улице Невира внимание привлекает «Корчомка». Это частный магазин, в котором продают «все, что в селе нужно». Владелец (выходец из села) удачно использовал историю села. Когда-то на этом месте стояла настоящая корчма, место так и называлось — «корчомка». Официально в Невире нет ни одного бара! Наверное, это единственное такое село на Волыни... Как говорится, «хоть верь, хоть не верь, а поезжай в Невир и проверь». А что там кому и где наливают, это история умалчивает. Горилку гонят, «потому что без нее ничего в хозяйстве не сделаешь». Но чтобы так, как слышала недавно в селе Матейки в Маневичском районе, где на каждые 10 домов — одна самогонная «точка», этого в Невире нет. Иначе люди, которые пьют и спиваются, просто бы не брали поселов, не строились, не ездили бы на заработки в Польшу-Россию, как массово ездят невирцы (и вся округа).
Село имеет перспективу. В местной средней школе — почти 90 учеников. Есть детский сад. В местном клубе «продюсер» имеет несколько крутых художественных коллективов. Самый известный — фольклорный ансамбль «Пацьорки», который этим летом выступит на международном фестивале «Берегиня» в Луцке. А еще есть вокальная группа (поют учителя и батюшка), есть группа «Невисточки» ... «У нас на вечерах еще танцуют краковяк, польку, «яблочко». Под гармошку — «сербиянку», — говорит Николай Степанович. — И даже старинный танец «лысый». Это небыстрая полька с припевами «Чого ти, милий, без волосся остався? Не було розчоски, то не розчесався».
Правда, сетуют невирцы, что по территориальному делению их отнесли к Великоглушанскому сельсовету, а исторически они сосуществуют с Ветлами. В Великую Глушь в день идет два автобуса. В 7 утра и в 17.20. А на Ветлы значительно легче добраться. Интересно, что большинство невирцев и договоры заключили с семейными врачами из Ветел, а не из Великой Глуши. В последней — только амбулатория, участковую больницу закрыли, а в Ветлах есть целых 5 коек стационара, за которые окрестные села повоюют еще.
Когда-то Невир был отрезан от всего мира Припятью, которая так разливалась, что священник приезжал только летом, когда вода спадала, и на кладбище отпевал по десятку покойников, которые имели неосторожность умереть весной, во время паводка. Даже сейчас, когда меня из Великой Глуши в Невир подвозил местный священник отец Александр Шпаковский, кое-где дорога «пружинит», это бывшие «пропасти», из-за которых и не могли из Невира выбраться. Но село — это люди. Они возвращаются в родной Невир, строятся в нем, значит, здесь еще долго будут петь соловьи.
Выпуск газеты №:
№137-138, (2018)Section
День Украины