«Поймать» нового Григория Сковороду
Через два года Украина будет отмечать 300-летие со дня его рождения3 декабря исполняется 298 лет со дня рождения философа, баснописца и просветителя Григория Сковороды. Через два года Украина будет торжественно отмечать 300-летие этой даты. В парламенте уже принято соответствующее постановление, в котором предлагается внести 3 декабря 2022 года в Календарь памятных дат ЮНЕСКО. Торжественные мероприятия, хотя и ограниченные, проводятся в этом году в музеях и университетах. А в столице по инициативе Ukrainian Association of Professional Photographers на бульваре Шевченко, 19 подготовили новую инсталляцию, посвященную годовщине со дня рождения философа.
Это, скорее, творческий подарок, который, в конце концов, задает нам вопрос — актуальны ли идеи Сковороды сегодня и известно ли каждому из нас о том, кого «мир ловил и не поймал»? Кстати, эту фразу известный харьковчанин, автор цикла фильмов «Неудобная история» Игорь ПОДДУБНЫЙ не советует воспринимать буквально. Так же, как и многие другие домыслы о Григории Саввиче, например, что его мать — дальняя родственница крымского хана, потомка Чингисхана — Шангерея. «Конечно, человек был своим для богатого и бедного, бедные видели в нем себя, и о нем придумали такие вещи, которые расходились на «ура»», — давал комментарий Поддубный в эфире «АТН Харьков», анонсируя выход своего документального фильма о философе «Планета Сковороды» (в открытом доступе появится после 3 декабря).
Собственно, в фильме режиссер попытался развенчать существующие мифы о Григории Саввиче, пытался показывать только то, что точно известно, использовал письменные показания лиц, которые знали просветителя лично. «Два года назад появилось предложение искать правду о Сковороде, поэтому этот фильм не о философии, а о его жизни. И именно это сделало его тем, кем он является, — человеком, который в течение стольких лет раскручивает Слобожанщину», — заявлял Игорь Поддубный.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
А мифов на самом деле накопилось немало. Режиссер привел пример, как жители села Буки, на Харьковщине, считают, что в 70-х годах ХVІІІ века в здании на улице Михайловской, 1 жил странствующий философ. Сейчас памятник истории местного значения разрушается, местные активисты требуют его реставрации. По словам режиссера, на самом деле философ останавливался в доме священника, на этом месте в Бабаях уже стоит дом культуры.
Легенды и домыслы практически все время сопровождали образ Сковороды. Об этом заявил «Дню» доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г.С. Сковороды Сергей Есипенко, добавляя, что сейчас, когда интерес украинцев к Григорию Саввичу растет, надо по-другому переосмысливать его жизнь и творчество: «Образ Сковороды был сформирован в области профессиональной философии или истории философии. Таким он был достаточно долго, более ста лет. Сдвиг начал происходить к 250-летию со дня его рождения — этот образ начали популяризировать, в 1975 году поставили памятник, открыли музеи. За эти 50 лет произошли интересные изменения, поскольку советский образ Сковороды был лубочным — правильного Сковороды, который вписывался в какие-то идеологические постулаты. В эпоху независимости произошли большие изменения, поскольку запрос на него сильно поменялся. Украинцы начали искать в нем своего героя. Сегодня в нем каждый ищет и находит что-то свое: дауншифтера, экологиста или элитарного философа. Мы имеем два разнонаправленных процесса — демифологизация того старого образа Сковороды, созданного в советский период, с другой стороны — создание новых мифов, иногда это идет в замещение старых: Сковорода — крестьянский философ или же элитарный».
В целом это свидетельствует, что запрос на изучение и познание Сковороды достаточно силен. «Через два года, когда будем отмечать 300-летие со дня рождения, получим новый толчок, поскольку будут широкомасштабные празднования, фильмы, телепрограммы — это всегда стимулирует к познанию, — прогнозирует Сергей Львович. — Его будут пытаться понять, уловить по-новому. Единственное, что можно посоветовать, чтобы в этом желании найти что-то новое было побольше реального Сковороды. Многие воспринимают так, что вот раз он философ, то является автором философских произведений и надо читать только их. Как по мне, более читаемы и популярны его басни, письма, не надо думать, что это детский жанр, это очень серьезный и популярный жанр. Есть здесь и угроза, поскольку на самом деле он был непростым человеком, у него были минуты гнева, слабости, он жил жизнью аскета, но ценил, скажем, французские сыры. То есть реальный Сковорода может разочаровывать и очаровывать, поэтому надо давать ему больше слова, чтобы не создать лубочного Сковороду, великого учителя и философа, который думал только о духовности и украинской культуре, не стоит попадать в эту ловушку снова».
Выпуск газеты №:
№229, (2020)Section
День Украины