Праздник непослушания

Обсуждать публично конфликты учителей с детьми и их родителями у нас не принято. В среду в телепрограмме «Без табу» об этой проблеме заговорили все, кого эта она затрагивает, — от «неблагополучного» ребенка до представителя Министерства образования. На мой взгляд, в своей передаче Ольга Герасимьюк блестяще показала столкновение двух педагогических позиций. Воспитывать в детях послушание или способность самореализовываться в жизни, быть сосудом, который старшие заполняют знаниями, позициями, навыками по собственному усмотрению или помогать ребенку овладевать премудростью жить в современном ему обществе? Готовы ли учителя и родители выбирать второй путь? Многие, судя по присутствующим на передаче, не только не готовы, но и ведут себя довольно агрессивно по отношению к тем, кто их взгляды не разделяет. Это вполне можно понять. Гораздо легче общаться с ребенком в форме приказов и их исполнения. Послушный ребенок — удобный ребенок. А насколько такому послушному ребенку будет удобно отстаивать себя во взрослой жизни? В советское время послушность котировалась, воспринималась как благонадежность и воспитанность, способствовала карьерному росту. Полезны ли эти качества сегодня?
Потребности наших соотечественников ориентируются на различные, подчас взаимоисключающие, ценности, а в школе, словно в капельке воды, концентрируется это разнообразие устремлений, и точкой сталкивания взглядов становится ребенок, самый незащищенный участник учебного процесса. А в ситуации, предложенной Ольгой Герасимьюк для осмысления телезрителям, противоположные устремления педагогов столкнулись в одном классе начальной школы, так как из двух классов нужно было сделать один. Та часть детей, которая вынужденно перешла учиться к другой учительнице, а также и родители, оказались в другой системе координат, в той, где превыше всего ценится порядок, дисциплина, способность хорошо усваивать знания. Для их предыдущей учительницы, судя по интервью с ней, главным было давать ребенку чувствовать радость жизни и ощущение собственной значимости для окружающих, хотя, возможно, она и уступала своей коллеге в уровне педагогического мастерства при передаче суммы знаний и навыков. Но она же взяла в свой класс необучаемых детей, тех, над социализацией которых ломают головы ученые! Кстати, они предлагают с разрешения администрации учебных заведений позволять посещать «особенным» детям массовые школы. Специалисты утверждают, что такое общение благотворно сказывается и на развитии здоровых детей. Среди учителей «старой закалки» очень много высококлассных специалистов, но как сделать, чтобы их мастерство служило на пользу детям? Как сделать так, чтобы в школах педагоги не видели друг в друге врагов? Как сделать так, чтобы люди не боялись открыто говорить о проблемах в школе, а органы управления образованием помогали эти проблемы решать так, чтобы никто не опасался за последствия их вмешательства? Это далеко не весь перечень вопросов, на которые ответов не было, да и быть не могло. Здорово, что всем нам предложили над этими проблемами серьезно задуматься.
Выпуск газеты №:
№206, (2002)Section
День Украины