Перейти к основному содержанию

Приглашение к несправедливости

09 июля, 00:00

Выставка «Приглашение в Австралию, или Музей одной истории», открывшаяся в Центре современного искусства, при первом приближении оказывается чем-то вроде народного промысла в смысле персональной игры в музей. В самом деле, любой более-менее эстетически одаренный гражданин может собрать личную и деловую переписку, надергать страничек из дневника, наскрести по сусекам разных безделушек, сувенирчиков от друзей, вытащить на свет божий пару-тройку любимых фотоальбомов и, организовав все это вокруг сюжета несостоявшейся поездки, выставить на аккуратных полочках в галерее.

Так и произошло. Киевская художница Алевтина Кахидзе повествует об истории своей неудавшейся поездки в Австралию, на встречу со своим другом, тамошним художником Удо Кохлером. Увеличенные копии страниц из дневников, писем из Австралии и в Австралию, официальные документы — вот нехитрая канва одной истории. Казалось бы — очередной образчик интимного концептуализма, своего рода «я- искусство».

Безусловно, центральный документ экспозиции — отказ в выдаче визы из Австралийского консульства, бюрократический по форме и глубоко унизительный по сути. Документ примечательный, ярчайшее свидетельство эпохи новых «железных занавесов», когда индивидуальность, свобода выбора ценятся по сравнению со всемогущей инструкцией столь же мало, сколь и до 1989— 1991 гг. Письмо отказа принуждает посмотреть на всю выставку совершенно по-иному — как на агрессивный социальный жест. Именно это ощущение бездушной преграды, вопиющей несправедливости — самое сильное, что остается после «Приглашения в Австралию».

Неизвестно, просчитывалось ли это художницей заранее. Но в любом случае, проекты такого, злободневного рода, по-своему удачно дополняющие публицистику, сегодня необходимы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать