Пробка в нефтяной трубе
Учитывая Европейскую хартию, она выглядит непонятнойВчера в Кабмине обсуждали и утверждали энергетическую стратегию нашего государства. Как говорят, вовремя, потому что, если дело пойдет так и дальше, то Украина может просто лишиться своих нефтеперерабатывающих заводов, которые очень зависят от поставок нефти из-за границы. Сейчас нефтяной ручей почти пересыхает. В феврале в Украину поступило на 31,72% сырья меньше, чем год назад. Если бы не открытые для импортеров границы, то сейчас Украина была бы на грани тяжелого нефтяного кризиса, который нельзя исключать и сегодня.
Как говорят специалисты, основной проблемой транспортировки нефти на НПЗ Украины, а также ее транзита является 15 летнее соглашение между ОАО «Укртранснафта» и российской АК «Транснефть» относительно предоставления услуг по транспортировке нефти, подписанное бывшим руководством «Укртранснафта» во времена президентства Леонида Кучмы. Как следствие, Украина утратила право распоряжаться мощностями собственной нефтетранспортной системы. Она не может привлекать дополнительные объемы нефти от других заказчиков без согласования с АК «Транснефть». Из-за этого мощная отечественная нефтетранспортная система остается недогруженной.
Договор с заказчиком-посредником, не имеющим собственных ресурсов нефти, значительно усложняет осуществление гибкой тарифной политики, направленной на создание благоприятных условий для привлечения дополнительных объемов транспортировки нефти через территорию Украины. Ведь в Европе существуют и другие, альтернативные нефтетранспортные пути, и Украина должна внимательно следить за тарифной политикой конкурентов. Сегодня же гибкая политика в этом вопросе является практически невозможной, поскольку со стороны АК «Транснефть» для заказчиков транспортных услуг по территории Украины применяется надбавка за услуги по операторству, а также возможное установление других платежей и надбавок, на размер и появление которых Украина не имеет влияния.
Фактически данное соглашение — это троянский конь России в энергетической стратегии Украины. «Транснефть» сегодня будет делать все, чтобы украинские маршруты транспортировки нефти были максимально невыгодны для российских нефтедобывающих компаний. Этим самым она переориентировала их на собственные транзитные маршруты, опять же, исходя из энергетической стратегии России. В то же время, со стороны российских компаний звучат обвинения, что Украина повышает тарифы на транспортировку нефти. На самом же деле Украина уже давно не повышала тарифы. А вот «Транснефть», заключая соглашения с российскими нефтяными компаниями на транспортировку нефти через территорию Украины, может выставлять любые тарифы, не сообщая об этом украинской стороне. Следовательно, российские компании, не желающие транспортировать нефть через Украину, попадают под двойной пресс со стороны посредника: первый — это его услуги, второй — его же тарифная политика.
Более того, от этого соглашения страдают украинские НПЗ, также ставшие заложниками посредника. Это, безусловно, влияет на уровень загруженности украинских НПЗ, а также на ценовую политику относительно конечного продукта — бензинов. Как следствие, убытки несет конечный потребитель — украинский гражданин.
Сегодня можно констатировать, что после подписания данного соглашения объемы транспортировки нефти по территории Украины существенно снизились. Так, объем транзита нефти на маршрутах, стабильно работавших еще до момента заключения соглашения, уменьшился на 20%. В 2005 году новый менеджмент «Укртранснафти» приложил максимальные усилия для сохранения транзита нефти на уровне 2004 года. Ежегодные потери Украины от снижения объемов транспортировки нефти на транзитных направлениях после подписания 15-летнего соглашения с АК «Транснефть» составляют свыше 130 млн. грн. (За 15 лет это будет составлять 1 млрд. 950 млн. грн.).
Кроме этого, Украина лишена возможности привлекать дополнительные объемы транспортировки нефти на собственную территорию и создавать новые транзитные направления. С учетом среднего транзитного тарифа каждый дополнительный миллион тонн нефти транзита приносил бы Украине 30 миллионов гривен ежегодно. Таким образом, минимальные потери Украины от недополучения доходов по дополнительно привлеченным объемам транспортировки нефти за 15 лет (при транспортировке только одного дополнительного миллиона тонн нефти ежегодно) составляют 450 миллионов гривен. При транспортировке дополнительных 4—5 миллионов тонн в год это составляло бы 1,8—2,3 миллиарда гривен.
Другая проблема транспортировки нефти — рентная плата, увеличившаяся в 2005 году на 30% (с 0,685 до 0,89 $/1 т). Осуществление этого платежа происходит без какого-либо анализа ситуации на рынке нефтетранспортных услуг, перспектив загрузки украинских НПЗ, срока эксплуатации нефтетранспортной системы и возможных последствий для финансово-экономического состояния ОАО «Укртранснафта». Только такой подход сделал возможным повышение размера ставки рентной платы в существующих условиях.
Введение в 1999 году отчислений со стоимости услуг по транспортировке нефти (позже их назвали рентной платой) происходило при объемах транспортировки нефти по территории Украины, превышавших 65 миллионов тонн. Сегодня же эта цифра составляет только 45—47 миллионов тонн в год (главным образом после строительства обводного нефтепровода Суходольная —Родионовская и уменьшения переработки на украинских НПЗ), а рентная плата повышается в 2005 году и остается на том же уровне на 2006 год. Кроме того, только на услуги по транспортировке нефти рентная плата применяется на все без исключения объемы транспортировки, в то время как на аналогичные услуги по транспорту газа и аммиака она берется только с транзитных объемов.
Повышение рентной платы автоматически отражается на тарифах транспортировки и составляет в них от 10 до 57%. Таким образом, «Укртраснафта» поставлена соглашением с «Транснефтью» и рентной платой в сложные условия и, в первую очередь, для проведения гибкой и выгодной для партнеров тарифной политики.
Как сказал «Дню» президент Европейского движения в Украине Александр Билецкий, природа рентной платы в Украине вообще противоречит Европейской энергетической Хартии. Но ведь сегодня именно нефтегазовые транспортные системы — единственное, что практически связывает Украину с Европой, в которую она так стремится. Следовательно, нужно исправлять ошибки.
Выпуск газеты №:
№42, (2006)Section
День Украины