Перейти к основному содержанию

Профессионально- техническое выживание

13 марта, 00:00

Еще каких-нибудь 10—15 лет назад и помыслить никто не мог, что самым престижным и высокодоходным промыслом станет должность реализатора на рынке. Не продавец, не торговец, а именно реализатор. Почему-то именно этим неуклюжим порождением новояза гордо величают себя бывшие слесари и фрезеровщики, проходчики и учителя, инженеры и даже госслужащие, сменившие теплые кабинеты или мрачные цеха на место за прилавком. Удивительно, но в Луганске, как, впрочем, и по всей Украине, где изо дня в день продолжают расти и множиться базары и рынки, торговые ряды и ларечки, всегда находятся желающие пополнить собой ряды негоциантов. А как же заводы? Как фабрики? Как школы, наконец? Где взять им необходимых специалистов? В последнее время сетования на недостаток высокопрофессиональных кадров стали общим местом. Не хватает квалифицированных токарей и металлистов, сварщиков и строителей и еще многих и многих рабочих. Зато явно ощущается переизбыток парикмахеров, продавцов, кондитеров, поваров, бухгалтеров. С проблемой столкнулись многие предприятия, даже те, которые предлагают довольно высокую зарплату.

«Да, — говорит Александр Востряков, заместитель начальника Управления образования и науки Луганской облгосадминистрации, — такая проблема есть. Те предприятия, которые предлагают зарплату в 450—500 гривен, зачастую не могут найти высококвалифицированных рабочих. Хотя есть и счастливые исключения: в железнодорожное ПТУ отбоя нет от желающих, ведь проводники, путевые обходчики, машинисты сегодня зарабатывают больше профессоров. Так что железная дорога, например, такой беды, как нехватка специалистов, не знает».

Александр Михайлович видит в проблеме нехватки квалифицированных кадров несколько аспектов. Во-первых, многие предприятия по пять—шесть лет бездействовали и разрушались, а когда наконец заработали, то обнаружилось, что специалисты за это время нашли себе применение в почти единственно возможном месте — на базаре. Вернуть их теперь на заводы почти невозможно, да и нужно ли? Ведь квалификация потеряна, и чтобы ее возвратить и повысить в соответствии с новыми требованиями, нужно человека переобучить за счет предприятия. Во-вторых, профессионально-техническое образование содержится за счет средств государственного бюджета, который хронически его недофинансирует. Если здесь не предпринять серьезных шагов, систему профтехобразования можно вообще потерять.

Законодатели это понимают. В 2003 году состоялись Парламентские слушания на тему «Положение и перспективы развития профессионально-технического образования в Украине». По результатам слушаний было принято постановление, и премьер-министр Виктор Янукович дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам разработать механизмы его реализации.

Новая концепция, которую разработала Академия педагогических наук Украины, предполагает, что человек может и должен обучаться на протяжении всей жизни, повышать свою квалификацию или менять профессию. «Мы сейчас в наших ПТУ внедряем ступенчатую систему обучения. Ее смысл в том, что учащийся может, сообразно своему желанию и возможностям, получить квалификацию рабочего, а затем, если к тому же он проявил способности, поучившись еще какое-то время, — мастера или техника. Но для этого еще должен быть конкретный заказ на такого специалиста от предприятия. Мы также стараемся иначе структурировать перечень профессий. Теперь учащийся может получить комплексную специальность, что особенно важно, скажем, для сельского хозяйства. Сегодня уже речь идет не о выживании профессионально- технического образования, поскольку оно так или иначе усилиями государства в те годы, когда многие предприятия разваливались, выжило. Сегодня мы должны работать над его модернизацией», — говорится в документе.

Нижняя точка деградации экономики в стране уже несколько лет как пройдена. Многие крупные предприятия восстают практически из пепла. Им нужны квалифицированные рабочие, техники, инженеры. «Было время, когда руководители предприятий совсем отказались от профтехобучения. Отдали свои ПТУ управлениям образования и даже производственную базу для учащихся не предоставляли, — говорит губернатор Луганской области Александр Ефремов. — Чтобы выжить, ПТУ выпускали почти исключительно специалистов сферы обслуживания и питания (поваров, официантов, кондитеров), а также бухгалтеров. Сегодня ясно, что этот рынок заполнен, что специалистов такого профиля уже переизбыток, а токарей, сварщиков, фрезеровщиков, слесарей, металлистов очень не хватает. Поэтому мы приветствуем ситуации, когда руководители предприятий уже сами приходят и говорят: я забираю ПТУ на свою базу, буду частично финансировать его, готовить для себя специалистов. Так восстанавливается ПТУ на предприятии «Лугансктепловоз», некоторые угольные училища. Особенно это актуально для шахт, которым сегодня не хватает 13 тыс. специалистов-проходчиков, горнорабочих, то есть рабочих основных горняцких профессий».

Наиболее прагматично настроенные руководители предприятий уже поняли необходимость такого взаимодействия. Например, Рубежанский химико-технологический лицей готовит рабочие кадры для казенного химзавода «Заря». В цехах предприятия проходит не только производственная практика, но и весь процесс производственного обучения. В соответствии с конкретными потребностями завода строится и корректируется учебная программа. Основное финансирование, как и везде, идет из госбюджета, но завод организовал и оплачивает из своих собственных средств доставку учащихся к месту учебы своим транспортом, питание.

И все же законодательно финансовое и материальное участие предприятий в подготовке специалистов пока не закреплено. Единственное, что сегодня определено законом, — это заказ на подготовку конкретных специалистов в соответствии с потребностями предприятия. «Прием в училища и профтехлицеи сегодня обусловлен заказом предприятия на конкретных специалистов. В области есть программа развития профтехобразования. Есть проблема обеспечения качества подготовки, но в целом руководители предприятий довольны уровнем выпускников училищ», — отмечает Александр Востряков. В прошлом году училища и лицеи закончил 12731 выпускник, и почти 90% из них устроились по специальности. Если учесть такие обстоятельства, не позволившие приступить к работе, как болезнь или декретный отпуск, то процент востребованных специалистов чрезвычайно высок — если, конечно, здесь нет потемкинских деревень в виде липовых справок о трудоустройстве. «Сегодня все, кто обращается в систему профтехобразования за квалифицированными кадрами, их получает. Госзаказ на подготовку специалистов мы выполняем на 100%. Другое дело, что предприятия сами не всегда в состоянии определить, сколько рабочих тех или иных специальностей им потребуется к тому моменту, когда закончит обучение «заказанный» специалист. Предприятие не несет никакой моральной и материальной ответственности за отказ от трудоустройства выпускника. Это очень расхолаживает руководителей», — подчеркивает Александр Востряков.

Училища в большинстве своем имеют недостаточную материальную базу, они недостаточно финансируются, особенно по коммунальным услугам. Часто эти проблемы приходится решать местной власти, хотя по закону она этого делать не обязана. А куда деваться, если в разгар зимы ПТУ не отапливаются — госбюджет не профинансировал тепло. Остро не хватает мастеров производственного обучения — учащиеся не простые, многие — из проблемных семей, что требует особого подхода и педагогического мастерства, а зарплата мастера значительно ниже, чем на производстве…

«Для того, чтобы вернуть тех, кто ушел с заводов и хочет на них вернуться, тому, кто только выбирает рабочую профессию, нужно создать условия, — уверен губернатор Ефремов. — Ведь в каждом обществе есть 10% людей, которые всегда будут самостоятельно определять, где и как им работать, открывать свои предприятия, свой бизнес, будут развиваться. А большинству нужно создать нормальные условия для работы, предложить хорошую заработную плату, которая позволяла бы кормить семью, учить детей, отдыхать и радоваться жизни. Значит, нужны соответствующие рабочие места. Когда я разговариваю с крупными российскими предпринимателями, даже олигархами (а в России бизнес начал развиваться раньше, чем у нас) они говорят примерно одно и то же: «Когда мы пришли и стали крутыми, то решили — у нас все есть, и социальная сфера нам не нужна, это пустая трата денег. А потом поработали и поняли, что человек, который работает у нас на предприятии, должен иметь теплый дом, детсад и хорошую школу для своего ребенка, у него должен быть нормальный досуг, возможности для культурного развития. Тогда он и работать на нас будет хорошо». И тогда они вернули себе социальную сферу, открыли профтехучилища, курсы переподготовки кадров и стали вкладывать деньги в своих работников. Мы в своей стране, в своей области тоже к этому идем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать