Профессия — нормопроектировщик
С 1 июля Министерство юстиции стало главным разработчиком законопроектов, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады по инициативе президента и правительства. С этого дня Минюст разрабатывает проекты законодательных актов в сфере публичного права — конституционного и гражданского, а также по вопросам судоустройства, судопроизводства и предпринимательства, а с 1 января 2006 года — и все другие законопроекты. До конца нынешнего года Минюст должен разработать 57 законопроектов, 13 из которых, по словам главы ведомства Александра Лавриновича, относятся к сфере конституционного законодательства и государственного строительства, 10 — касаются правосудия, правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью, по 10 — международного сотрудничества и вопросов соблюдения Конвенции о защите прав и основных свобод человека и тому подобное. В связи с существенным увеличением полномочий расширен штат министерства. Кроме того, оплата труда специалистов, которые будут заниматься разработкой законопроектов — так называемых нормопроектировщиков — вдвое будет превышать, сообщили в пресс-службе ведомства, зарплату других госслужащих. Подробности — в комментарии для «Дня» первого заместителя министра юстиции Украины Василия СУПРУНА.
— Для реализации этого указа Президента, появление которого вызвано необходимостью улучшить качество отечественного законодательства, понадобится, естественно, немалое количество подготовленных кадров. Уже в этом году к работе дополнительно привлекут на конкурсных основах 50 специалистов. На протяжении следующего года и до января 2006 г. штат Минюста вырастет еще на 150 нормопроектировщиков. Концепции законопроектов будут готовить заинтересованные органы власти. А нормопроектировщики — это специалисты, хорошо осведомленные с предметом, которые будут разрабатывать соответствующие проекты законов.
Сейчас проводится конкурс на замещение вакансий нормопроектировщиков. К сожалению, ни одно учебное заведение — ни Харьковская юридическая академия, ни Киевский университет — не готовит таких специалистов вообще. Единственное — это школа нормопроектировщиков, которая действует при Министерстве юстиции. Практически нет и монографий по вопросам нормопроектирования, есть только методические рекомендации Минюста по написанию законопроектов — маленькая брошюра юридического управления Верховной Рады, предназначенная для узкого круга.
Обязанности нормопроектировщика следующие: сначала следует выяснить, является ли рассматриваемая проблема вообще правовой? Если ответ будет утвердительный, нужно будет определиться с видом нормотворческого акта, который должен ее урегулировать: или это будет закон, или указ президента, или постановление правительства, или распоряжение правительства, или ведомственные нормативно-правовые акты и тому подобное. Нормопроектировщик определяется, выясняет предмет правового регулирования и только тогда пишет законопроект. Начиная с определения срока, если речь идет о законе, структурах и тому подобное и заканчивая очень специфическим набором тех стандартов и требований, которые предъявляются при написании того или иного законопроекта. Потому что, например, проекты кодексов имеют свойственную только им структуру.
Конечно, в Украине уже немало соответствующих специалистов: и в Министерстве юстиции, центральный аппарат которого — 600 человек, и в главном юридическом управлении аппарата Верховной Рады, и в юридическом департаменте Кабинета Министров, и в юридическом управлении Администрации Президента. Их очень мало, на мой взгляд, в научных кругах, потому что там нет потребности писать соответствующие проекты, — там речь идет преимущественно об экспертизе с точки зрения соответствия Конституции, актам высшей юридической силы, наличия или отсутствия коллизий в актах равной юридической силы и тому подобное.
Каждый ли юрист может стать нормопроектировщиком? Нет, не каждый. По моему убеждению, не все, даже лучшие специалисты, которые могут быть прекрасными адвокатами, судьями, прокурорами, могут быть нормопроектировщиками. Для этого мало юридических знаний, этому ремеслу надо учиться всю жизнь. А еще нужна интуиция, дарование, талант, и, безусловно, большое желание работать.
Во многих государствах, скажем, в Великобритании, в юридическом управлении исполнительной власти работает около 45 юристов, которые занимаются написанием законопроектов, которые потом рассматриваются в парламенте. Там такая система: желающий работать должен иметь диплом престижного юридического колледжа, соответствующий стаж и опыт самостоятельной работы, возраст около 30 лет, — тогда его на конкурсных основах принимают на испытательный срок — два года. По окончании испытательного срока он работает еще 5—7 лет под, так сказать, опекой так называемых старших нормопроетировщиков. Если выдерживает, через 7—9 лет становится самостоятельным нормопроектировщиком. Мы же сегодня не можем себе позволить учить кадры по 7—9 лет.
К началу 2006 года мы уже будем готовы разрабатывать все проекты законов, инициируемые правительством и президентом. Их не так много по сравнению с депутатскими — меньше трети от общего количества законопроектов, но все равно это огромный массив, это сотни документов. У них будет единый стиль и единые подходы, которые сделают невозможными различные толкования разными специалистами. Я лично надеюсь на то, что через два года мы выйдем на готовность обеспечивать правительство и главу государства, как субъектов правозаконодательной инициативы, добротной продукцией.
Выпуск газеты №:
№117, (2004)Section
День Украины