Психо, или Семейные страсти
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020416/470-2-3_0.jpg)
Автор назвал свое произведение натуралистической драмой. Страсти в ней действительно разворачиваются нешуточные. Психологические баталии героев приводят к трагической развязке. Почему через 20 лет брака любовь супругов становится горсткой пепла? В пьесе Стриндберг явно на стороне Ротмистра (Петр Панчук), а его жену Лауру (Виктория Спесивцева) изображает властной интриганкой, доводящей мужа до смерти. Ради своей цели — избавиться от супруга и самой воспитывать дочь — она готова на крайние меры: признать мужа сумасшедшим. Лаура превращает дом в плацдарм боевых действий, используя для этого Доктора (Алексей Зубков), Пастора (Дмитрий Завадский), Кормилицу (Нина Гиляровская), Нойда (Юрий Ребрик). С садистской улыбкой Лаура провоцирует скандалы, сеет сомнения в душу Ротмистра, объявляя, что дочь Берта, которую он обожает, вовсе не его, оговаривая супруга за глаза и наблюдая, как ломается сильный мужчина.
«Отец» — произведение, в котором заложен женонавистнический подтекст. Дело в том, что это отголосок непростых семейный отношений самого драматурга. Его любовь-ненависть к жене стала живительной почвой, в которой рождались сочинения писателя. Стриндберг — яркий представитель натурализма в литературе, считающий, что все беды от плохой наследственности, и коли есть генная «червоточина», то она обязательно проявится в последующих поколениях.
Черно-белая гамма и мужские костюмы героев нивелируют женское и мужское начало в пьесе, переводя психологические страсти «Отца» в философскую плоскость «добра» и «зла» — такое сценическое решение предложено франковцами. Полтора часа пролетают словно миг. С каждой секундой пружина закручивается все туже, держа зрителей в напряжении.
После премьеры Петр Панчук рассказал, как рождался спектакль:
— Мы работали вместе с Александром Билозубом как сорежиссеры. Если выражаться терминологией строителей, то я закладывал фундамент, возводил каркас нашего здания, а Саша, как художник, сделал его красивым, расставляя акценты. То что я исполняю главную роль, несколько мешало мне как режиссеру. Именно поэтому нужен был другой взгляд со стороны. Всевидящим и направляющим оком стал на последнем этапе Билозуб. На репетициях мы импровизировали, а Александр нас направлял, чтобы спектакль получился органичным. Для меня пьеса «Отец» интересна тем, что в ней Стриндберг показал нелегкий путь поиска истины. Человек страдает, когда у него забирают самое дорогое. И когда уже не на кого надеяться, то он взывает к Богу.
К режиссуре шел постепенно. Мои творческие дороги пересекались с иностранными театральными школами. Так, наблюдая за работой актеров из Италии и Японии, их способами репетиций, я почувствовал их притягательность. Несколько лет назад я сделал моноспектакль «Сон смешного человека» по «Идиоту» Достоевского (еще до скандальной жолдаковской постановки), показав его на фестивале «Березілля». После него итальянская актриса Кристина Коломбо предложила поработать совместно. К сожалению, из-за финансовых трудностей мы не реализовали свои планы. Но я рад, что смог попробовать себя в совершенно новом качестве. Суть метода в том, что, выходя на площадку, актер работает с чистого листа, он не зажат рамками пьесы и текста. Спектакль рождается благодаря человеческому контакту, который возникает в процессе репетиций. Именно тогда возникают интересные и нестандартные решения. Этот метод я пробовал реализовать, но, к сожалению, на украинской сцене он не приживается. Наши актеры боятся себя ломать. Ведь играть становится труднее, нужно вытащить свой внутренний потенциал.
Петр Панчук, принимая поздравления с удачным режиссерским дебютом, признался, что, вкусив режиссерского хлеба, у него чувство голода не прошло. Есть несколько замыслов, он надеется, что эти проекты найдут поддержку у руководства театра.
Настоящей именинницей чувствовала себя и Виктория Спесивцева. Похоже, у актрисы началась активная полоса в творчестве. Лишь недавно сделана новая версия «Кармен», теперь спектакль «Отец», где она играет главные роли. Впереди новая работа, но уже не на франковской сцене, а в Харьковском оперном театре. Андрей Жолдак начал репетиции шекспировского «Гамлета», где Виктория сыграет роль Офелии, а ее партнером станет эстрадный певец Андрей EL-Кравчук. Впрочем, это совсем другая история.
Выпуск газеты №:
№70, (2002)Section
День Украины