Реставрация музыкальной истории
Олег Скрипка обратился к творчеству Богдана Весоловского — корифея эстрадной песни 30—40-х годов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100329/455-2-2.jpg)
Накануне выходных по инициативе Олега Скрипки столичный клуб Sullivan Room Kiev был превращен в джаз-кабаре. На подобие существовавших в 30—40-х годах. В частности, во Львове. Хотя в те времена выступления джазовых оркестров были очень популярны вообще в советской Украине, но в близком к границе городе Льва естественно была распространена европейская культура джаза, присущая Польше, Франции. Там повсюду — в неподдельной атмосфере элегантности и шика ресторанчиков и кофеен — выступала «Капелла Яблонского». Ее костяк составляли: руководитель и скрипач, которого все иначе, чем Ябцьо, не называли, и два музыканта — Анатолий Кос-Анатольский и Богдан Весоловский. Собственно, творчество последнего лидер «ВВ» тщательным образом «реставрировал». Как результат, вскоре выйдет сольный альбом.
Богдан Весоловский начал писать песни в 16 лет. А где-то в 20, будучи студентом Львовского университета и Высшего музыкального института им. Николая Лисенко, стал популярным. Его «Чорні очі», «Усміх», а особенно «Прийде ще час» звучали на многолюдных концертах, студенческих забавах и в квартирах львовян. В 1938 году, предчувствуя приход советских «освободителей» в Галичину, он выехал на Закарпатье, которое тогда называли островком украинской независимости. Оттуда направился в Австрию, потом — в Канаду. Умер в Монреале в 1971 году, оставив после себя большое песенное наследие — свыше 100 произведений. Среди них — своеобразный гимн украинской послевоенной эмиграции в Канаде — «Лети, тужлива пісне».
На Родине его композиции продолжали исполнять в 50-х, 60-х и 70-х гг., но фамилия автора по политическим мотивам не называлась. Только во второй половине 80-х на одном из концертов группы «Львовское ретро» Богдан Весоловский был в первый раз упомянут как корифей украинской эстрадной песни. «В предложенном мной джаз-кабаре канкана не будет, — говорит Олег Скрипка. — Зато будет реставрация украинской музыкальной истории. В частности, творчества Богдана Весоловского, под песни которого когда-то выплясывала вся галицкая и буковинская молодежь, и украинского джаза начала ХХ века».
Слушая новую сольную программу Олега Скрипки, в которой прозвучали и мировые хиты «Fever», «Tombe La Neige», «Rien de Rien», я вспоминала, как когда-то наткнулась на песенник моей бабушки-гимназистки польской гимназии им. Э. Ожешко в Тернополе. В нем аккуратным девичьим почерком были написаны самые популярные тогда песни, в частности сечевых стрельцов. Держа их в руках, я думала: а что, собственно, знаю о бабушкиной молодости? Листая песенник, встречала запрещенные произведения, которые исполнялись в ее доме, когда на праздники съезжались родные, двоюродные, троюродные. И это уже была история украинского движения сопротивления.
«Олег Скрипка реализует проекты, которые необычным образом затрагивают вопросы нашей идентичности, — размышляет знаток джаза Алексей Кохан. — Очевидно, современным молодым людям интересно узнать, что пели и танцевали их бабушки и дедушки, прабабушки и прадеды в 30—40-х годах. Узнать о тех, кто создавал и популяризовал городской романс как жанр... Кстати, определенные произведения тех времен могли конкурировать с мировыми шлягерами!. Обращаясь к нашему музыкальному наследию, мы, в известной степени, устанавливаем связь между поколениями». На джазовые вечерницы Олега Скрипки, которые состоятся в упомянутом клубе Sullivan Room Kiev, можно будет также попасть 1 и 8 апреля.
Выпуск газеты №:
№55, (2010)Section
День Украины