Риски успеха
К годовщине своей деятельности правительство выпустило небольшую брошюрку под названием «Социально-экономический рост в Украине», в которой кратко изложило свои достижения и намерения. В частности, ключевыми вопросами экономической политики правительства названо здесь «обеспечение взвешенного уровня инфляции» и баланса между благосостоянием граждан и экономическим развитием страны. А среди выводов, сделанных на основании анализа макропоказателей обращает на себя внимание мнение о том, что экономический рост имеет устоявшийся и необратимый характер.
Характерно, что с этим тезисом не спорят даже потенциальные критики экономической политики правительства. Согласно прогнозу Международного центра перспективных исследований, в 2002 году, благодаря сохранению положительной динамики внутреннего спроса, украинская экономика возростет на 4,5%. В 2003 и 2004 годах, указывают эксперты центра, вследствие ускоренного развития мировой экономики и активизации государственной политики ВВП в Украине возростет соответственно на 5,5% и 6%.
Но, в отличие от правительства, которое, вероятно, решило не портить юбилейного подъема наличием экономических проблем и рисков (в вишеназванной брошюре об этом упоминается только опосредствованно), авторы прогноза определяют имеющиеся риски для развития экономики. Среди них ухудшение потребительских настроений домашних хозяйств, что, по мнению исследователей, может привести к уменьшению спроса и потребления на внутреннем рынке (в первом квартале он возрос на 20%), сокращению инвестиционного спроса, а также повышению (в процессе восстановления рыночного равновесия) цен, сдерживаемых перед выборами административными методами.
Вместе с тем, в прогнозе указывается, что главные проблемы для развития украинской экономики будут возникать в сфере государственного управления из-за политической нестабильности. Фактором политической неопределенности может стать процесс блокирования в Верховной Раде. Среди его вариантов исследователи дают ситуацию, при которой фракции парламента не создают формального большинства, а потом не принимают последовательных решений по экономической политике.
Однако после этого взгляды правительства и его критиков резко расходятся. Авторы прогноза не воспринимают основной приоритет правительства, заключающийся в поддержке отечественного производителя, и замечают, что это приводит к конфликтам в различных секторах экономики, в ходе которых правительство вынуждено защищать интересы то одной, то другой группы. (Заметим, что это, в частности, может свидетельствовать о незаангажированности руководства правительства). Из-за этого, указывается в исследовании, государственная политика утрачивает стратегические признаки. Кроме того, правительству «инкриминируется» государственное вмешательство в экономику, протекционизм в металлургии и автомобилестроении, излишняя поддержка сельского хозяйства и другие грехи, включая и отсутствие честной конкуренции.
Думаем, с авторами всех этих тезисов правительству следовало бы поспорить. И именно первая годовщина его работы — неплохой повод для того, чтобы публично встретиться за «круглым столом» с серьезными оппонентами из среды бизнеса и экспертами.
Выпуск газеты №:
№95, (2002)Section
День Украины