Перейти к основному содержанию

Руки и кнопки

В Центре современного искусства начался фестиваль «Новый звук»
28 января, 00:00

Проводить среди зимы любую акцию в формате фестиваля — занятие достаточно рискованное: публику, пресыщенную недавним обилием праздников, привлечь трудно. Однако Центр современного искусства и Польский институт пошли на риск, провозгласив, — в привычно «соросовском» стиле, — фестиваль-лабораторию музыкальных перформенсов и звуковых инсталляций «Новый звук».

Модная терминология не должна вводить в заблуждение. Как таковых перформенсов и инсталляций, то есть, сложных зрелищных структур, художнических жестов, долженствующих проиллюстрировать определенную идею, подтвердить либо опровергнуть тот или иной языковой дискурс, в ЦСМ не было. Гуманитарный новояз означал вполне привычные развлечения, жанр коих давно известен — вечеринка. Только вместо клуба использовалось помещение ЦСМ, которое по своеобразию интерьера даст сто очков вперед любому увеселительному заведению, а время ограничивалось «детским» порогом до 21.00. Все остальное — хорошо известно: толпы фланирующих гостей, рассеянно-богемная атмосфера, восторги в одном месте, безостановочный перекур в другом… Шли не на перформенсы, но на определенного рода культурный продукт, вполне традиционный. В первый вечер — видеокомпозиции плюс работы ди-джеев. Впрочем, то, что показал Георгий Джоджуашвили, известный в Грузии как театральный композитор, отличалось от комьютеризованных дискотечных экспериментов. Скорее, это действительно была сценическая музыка, умеренно затейливая, уснащенная разного рода спецэффектами. Аудитории, по преимуществу студенческой, возможно, больше пришлись по вкусу совместные упражнения ди-джея Дербластера и Маргариты Зинец — мелькание ярких разноцветных знаков под конкретно-шумовое электронное сопровождение. Главнейший визуальный аттракцион был представлен мини-фильмом швейцарской группы «СОМ & СОМ», созданной пять лет назад Йоханнесом Хединжером и Маркусом Госсе. Два едких и остроумных видеоартиста строят свои опусы на доведении до абсурда штампов большого, блокбастерного голливудского кинематографа. Называется этот проект «C-files: tell saga». Сагу свою Йоханнес и Маркус рассказывают в виде анонсов- отрывков чего-то невразумительно пафосного, то ли исторического, то ли мистического, то ли шпионского. Один из фрагментов издевательских «Си-файлов» в ЦСМ уже демонстрировался. На сей же раз показывали эпизод №03, посвященный, конечно же, инопланетянам. Темный лес, таинственный свет, растерявшаяся пара, а потом — несколько минут чистой, беспримесной радости белоснежного гуманоида, резвящегося в привольном альпийском пейзаже, среди гор и озер. Вкупе со звучащими по всему интерьеру шумами Дербластера зрелище действительно было неземное.

Второй вечер и вовсе приобрел ретроспективный характер — его программу составили партесное пение и польский джаз. Первыми выступили «Музыкальные ассамблеи» — молодой ансамбль аутентичного вокального искусства. Публика, настроенная на обещанный джаз, выступление Дениса Поддячего, Жанны Гончаренко, Ольги Гавриловой, Татьяны Сухиной и Максима Ефимчука совершенно незаслуженно проигнорировала. Между тем, «Ассамблеи» подготовили и виртуозно исполнили изысканную программу барочных произведений XVII—XVIII столетий. Здесь были и раритеты наподобие партесных мотетов Николая Дилецкого (реконструированных усилиями замечательного историка музыки Нины Герасимовой-Персидской, интервью с которой «День» публиковал 3 января сего года), кантов Феофана Прокоповича, Епифания Славинецкого, Дмитрия Ростовского, и классика ранней музыки — опусы Клаудио Монтеверди, Генри Перселла, Томаса Морли. Это иногда меланхоличное, иногда торжественное, но всегда небесной красоты пение, представлялось намного более уместным под сводами помещения ЦСМ, изначально построенного в XVII веке как Братская школа Киево-Могилянской академии.

Но все-таки именно джаз в лице трио «Олесь—Тшаска— Олесь» привлек наибольшее внимание (любопытно, кстати, массовое увлечение джазом в Киеве, где серьезной джаз-сцены никогда не было). Троица обаятельных поляков очаровала околохудожественную публику еще в начале прошлой недели, на совместном выступлении с Юрием Андруховичем, Сергеем Жаданом и Андреем Бондарем. Свое реноме фри-джазовых симпатяг, которым по плечу любая импровизация, Миколай Тшаска (саксофоны, кларнет), Мартин Олесь (контрабас) и Бартоломей Брат Олесь (барабаны) подтвердили сполна. Играли раскованно, остроумно, несколько даже театрально, излучая истинно европейскую интеллигентность. За что и были вновь вознаграждены восторгами зрителей. Концерт с помощью соответствующей аппаратуры, правда, не без перебоев, транслировался по всему ЦСМ, в чем, очевидно, и была инсталляционность всей затеи.

Как ни парадоксально, именно такой разножанровый подход кажется наиболее перспективным для акций, проводимых ЦСМ — причем не только в сугубо фестивальном контексте. Ибо, как бы ни были хороши, продуманны и совершенны технологические построения отечественных и зарубежных медиа-артистов, сами по себе они мало что значат без присутствия непредсказуемого, живого элемента — человеческого голоса, ручного ремесла игры и исполнения.

По крайней мере, «Новый звук» в этом смысле сориентирован правильно: весной в фестивале примут участие персоны, одни имена которых заставляют почтительно склониться любого меломана, — великие, незабвенные Аркадий Шилклопер и Владимир Чекасин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать