Перейти к основному содержанию

«Шеф, два счетчика!»

Ежегодно мимо бюджета «проезжает» 100 миллионов гривен
22 июня, 00:00

История частного таксиста Владимира, с которым мы познакомились вблизи станции метро «Арсенальная», — типичная для неуверенного и динамичного периода общественных трансформаций. Предприятие, которое он покинул несколько лет назад, дышит на ладан. Поэтому ушел в свободное плавание. Одолжил деньги, приобрел старые «Жигули» шестой модели и начал торговать фруктами-овощами, которые возил с юга. Потом понял, что «убивать» 20-летнюю машину и расходоваться на запчасти невыгодно, и занялся частными перевозками. Теперь работяга «шестерка» кормит всю семью: жену, дочь, которой исполняется год, маму-пенсионерку. Заработанных денег хватает на более-менее обеспеченную жизнь. За три года предпринимательской деятельности удалось даже отложить на поездку на море.

Работает Володя под «крышей» одного из кооперативов по транспортному обслуживанию. Выплачивая ежемесячно 50 грн., он застрахован от «набегов» налоговой, кооператив гарантирует ему сохранность трудового стажа и выдает справку на получение жилищной субсидии. Он говорит, что в отличие от таксистов автопредприятий с их расценками 80 копеек за километр, берет приблизительно одну гривню, ведь все расходы лежат на его плечах. Возвращаться на предприятие бывший мастер по ремонту программных станков не собирается, живет днем сегодняшним. Однако мечтает приобрести со временем красивую иномарку, чтобы работать в такой фирме как «Блиц-такси», обеспечивающей заказами по радиосвязи. Готов ли он вести расчеты с пассажирами, установив счетчик в своем авто? Задумавшись на несколько секунд, Владимир ответил, что с таксометром в его положении, когда рассчитывать можно только на собственные силы, он конкуренции не выдержит.

Между тем, по словам президента Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталия Ревы, представители от автофирм, подавляющее большинство которых акционированы или приватизированы, пришли к согласию, что единые расценки и счетчики в каждом такси, независимо от формы собственности, — непременное условие равных возможностей и цивилизованного рынка. Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», что касается судьбы «игроков» в легализированной реальности, он заверил, что людей, вынужденных подрабатывать за рулем эпизодически, никто не будет трогать. «Профессионалам» же, по мнению председателя Всеукраинского независимого профессионального союза работников транспорта Виктора Гербеды, выгоднее выйти из «тени». Ведь тогда они будут платить фиксированный налог государству и будут находиться под социальной защитой профсоюзов. По его словам, в нынешнем году в этом удалось убедить около 800 бывших «нелегалов», в сотрудничестве с комитетом транспорта горгосадминистрации в Киеве открыты два новые таксомоторные маршруты. Однако следовать примеру столицы регионы не спешат. Количество таксомоторов в стране выросло с 20 до 60 тыс., соотношение официальных и нелегальных перевозчиков составляет приблизительно 70% к 30%, ежегодно государство теряет по этой причине по меньшей мере 100 млн. грн. Однако большинство частных перевозчиков, как утверждает В.Гербеда, вынуждено из-за существующих экономических, бюрократических и юридических условий трудиться в «подполье». За нарушение они платят законные 170 грн. штрафа, тогда как санкции к официально зарегистрированным предпринимателям достигают тысяч. На плечи легальных перевозчиков государство переложило и льготный проезд граждан. Хотя, если бы был введен механизм целевой адресной дотации, например, транспортные талоны, которые можно было «конвертировать» в деньги, то цены на проезд, убежден председатель независимого профсоюза, можно было бы снизить и на такси, и на «маршрутках».

Проект закона об автотранспорте, касающийся жизни как 7 млн. работников отрасли так и многочисленной армии пассажиров, вскоре будет рассматриваться парламентариями. Правила игры на рынке автоперевозок будут обсуждаться также на Всеукраинском совещании руководителей таксомоторных предприятий. Похоже, вопрос цивилизованного рынка транспортных услуг — актуален. Другое дело, как быстро удастся его решить, принимая во внимание то, что транспортники «варятся» в общем котле экономического кризиса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать