Штормит

В воскресенье в Театре им. И Франко на премьере спектакля «Сентиментальный круиз» состоялся двойной бенефис популярных актеров знаменитой столичной труппы — Владимира Нечепоренко и Богдана Бенюка.
После политических баталий на майдане Незалежности, дискуссий между ведущими мастерами сцены о приоритетах, месте и позиции артистов в сложный для страны период (чуть не приведших коллектив первого театра Украины к расколу, о котором «День» писал в №№ 219, 222) своей новой постановкой франковцы показали, что они ныне находятся в репертуарном поиске. Да, труппу еще штормит, но они все же прошли рифы и вышли в открытое творческое море.
Дебютную пьесу «Сентиментальный круиз» Тамары Кандалы (француженки российского происхождения) поставил режиссер Петр Ильченко, сценография Владимира Карашевского, костюмы — Натальи Рудюк. В главных ролях выступили франковские знаменитости: Богдан Бенюк (Ян), Владимир Нечепоренко (Александр) и Ирина Дорошенко (Елена), а также молодые актеры — Алексей Зубков (Карл) и Ирина Мельник (Лиза). В этой актерской команде полноправным партнером выступил и пес (лабрадор Джерри успешно дебютировал на франковской сцене). Его роль небольшая, но она одна из ключевых в сюжете. Ведь фактически из-за убийства любимого друга, который «за всю свою собачью жизнь никому ничего плохого не сделал», священник Александр пережил душевный излом. Он вдруг услышал голос свыше и почувствовал, что должен стать карающей рукой Бога и наказать зло. Кто из героев заслуживает смерти, хотя фактически к гибели его пса они не имеют прямого отношения? Где проходит грань между добром и злом? Имеет ли право человек карать другого человека? Вот такие нелегкие вопросы поднимаются в спектакле.
На премьеру «Сентиментального круиза» из Парижа приезжала автор пьесы Тамара Кандала. Она рассказала, что пьеса не привязана к конкретной стране. В ней идет рассказ об общечеловеческих отношениях, которые могли произойти в любой точке планеты.
Действие спектакля происходит на яхте. Неделя круиза в компании миллионера, его жены, молодой супружеской пары (все четверо связаны родственными узами) и их гостя (священника) — показала, сколько проблем, противоречий, даже ненависти накопилось в их душах.
«Мне кажется, что в наше сложное время, когда мы разучились слушать и слышать друг друга, когда существуют полярные мнения в обществе — как жить дальше, куда идти, эта пьеса напоминает зрителям простую истину: если хочешь изменить мир, то в первую очередь меняйся сам, — сказал режиссер Петр Ильченко. — Никого нельзя ломать, а нужно пытаться жить в гармонии с собой и окружающими. Только когда ты сможешь изменить себя в лучшую сторону, вот тогда улучшится и вся наша жизнь.
Тамара Кандала «…круиз» написала образным литературным языком, и в ее драматургии учтены ощущения современного зрителя (хороший перевод на украинский язык сделал Василий Неволов).
На мой взгляд, этот спектакль стал определенным творческим этапом в актерской судьбе Владимира Нечепоренко. Я его называю своим талисманом. В течение более 20 лет мы вместе работали над созданием многих постановок. Я люблю Нечепоренко за актерскую капитальность, основательность, несуетность. На Владимира всегда можно положиться — и он не подведет. У Нечепоренко есть в нашем театре своя тема. Ему особенно хорошо удаются роли героев, у которых есть крепкий стержень, сила человеческого духа, правды. У Владимира Макаровича очень обостренное чувство справедливости. В нем сочетается душевная теплота и сила духа, и это дает сильный актерский посыл. Владимир создал много ролей романтического плана, но, на мой взгляд, образ Александра расширяет творческую палитру актера. Его герой — и философ, и сомневающаяся личность, и судья… Наш спектакль по жанру близок к притче. Мы даем возможность зрителям самим делать выводы, но все-таки предупреждаем, что, прежде всего, надо быть строгим к себе, а также пытаться находить что-то хорошее в других».
Удачей постановки стало сценографическое решение. Художник Владимир Карашевский был стеснен финансовыми рамками, но он придумал интересный ход — движущиеся штанкеты с белой материей, которые периодически трансформируются то в паруса, то в волны моря, создавая у публики, сидящей в зале, ощущение дали, простора, красоты и света.
Достойным партнером Владимиру Нечепоренко в «...круизе» выступает Богдан Бенюк. Совестный бой этих героев держит зрителей в постоянном напряжении весь спектакль. Ян в бенюковской интерпретации — «великий мистификатор». Он не только стратег, но тонкий знаток человеческой психологии. Капризный миллионер забавляется, глядя, как его близкие люди готовы пойти даже на предательство и убийство ради наследства. С одной стороны, Ян — смертельно больной, взбалмошный человек, а с другой — он ищет тепла, ласки, любви. В спектакле Богдан Михайлович Бенюк играет на утонченных нюансах, выстраивая свой многоликий образ, словно мозаичную картину, из целого спектра красок. Долгие годы, работая на сцене, Бенюк часто играл острохарактерные и комедийные роли, и в этом амплуа он действительно ас. Но после «Отелло», недавней антрепризной премьеры «Про мышей и людей» и нынешнего «Сентиментального круиза» можно говорить, что Богдан Михайлович стал большим актером трагедийного плана. Во многом именно его мастерство вытягивает этот спектакль. А мы, зрители, только можем порадоваться, что Богдан Бенюк остается знаменитым брэндом Театра им. И. Франко.
Выпуск газеты №:
№228, (2004)Section
День Украины