Перейти к основному содержанию

Сицилийские страсти

«Сельская честь» вновь прописалась в киевской театральной афише
18 января, 19:54
АЛЕКСАНДР ГУРЕЦ И ИРИНА ДАЦЬ В ОПЕРЕ «СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

На сцене Национальной оперы Украины зазвучала пленительная музыка итальянского композитора Пьетро Масканьи, который вошел в историю музыкального искусства как автор одного произведения — оперы «Сельская честь». Феномен популярности этого одноактного шедевра, по прошествии 120 лет со дня его создания, удивляет музыковедов разных стран мира. В 1890 году произведение никому не известного провинциального дирижера из местечка Чериньоль неожиданно получило признание жюри конкурса на написание одноактной оперы, объявленного миланским нотным издательством «Edoardo Sonzogno». Премьера состоялась на сцене театра «Костанци» в Риме и с тех пор «Сельская честь» обрела множество поклонников по всему миру (через год после первого исполнения опера звучала в Париже, Вене, Нью-Йорке, Копенгагене, Бухаресте, Санкт-Петербурге, Москве). А в репертуаре Киевского оперного театра спектакль впервые появился в 1957 г. в постановке режиссера Леонида Варпаховского и дирижера Александра Климова. В опере блистали: Владимир Тимохин и Дмитрий Гнатюк, Александра Шестакова и Лариса Руденко, Евгения Озимковская и Элеонора Томм. В 1973 году, к 110-летию со дня рождения Масканьи «Сельскую честь» поставили режиссер Владимир Бегма, дирижер Иван Гамкало и художник Армен Григорьянц. Эта постановка настолько прижилась в театре, что все последующие ее возобновления — в 1984, 2000 г.г. и нынешняя — осуществлялись на ее основе. Эстафету таких звезд, как Галина Туфтина, Евдокия Колесник, Гизела Ципола, Таисия Пономаренко, Николай Ворвулев, Анатолий Соловьяненко, Михаил Шевченко, принимали — Светлана Добронравова, Людмила Юрченко, Валентина Река, Александр Востряков, Валентина Кочур, Роман Майборода... В нынешней постановке, кардинально обновленной вплоть до смены языка исполнения (изначально опера шла на украинском языке, теперь звучит на языке оригинала — итальянском), бережно сохранены лучшие черты прежнего спектакля. Сценографию Григорьянца возвратила к жизни во всей полноте красок и деталей художник Мария Левитская. Возобновление костюмов курировала Наталия Кучеря. Режиссерскую концепцию не так давно ушедшего из жизни В. Бегмы воплотил Николай Гамкало, добавив к ней экспрессии и нюансировки отдельных деталей, в особенности при работе с хором, артисты которого стали активными действующими лицами спектакля. Осталось, правда,  щущение некоторого перебора с натурализмом, особенно в сцене «выноса тела» убиенного Туридду в финале. Но спектакль смотреть интересно, как и задумывалось «веристами», ставившими во главу угла своего творчества изображение реальной жизни.

В премьерном спектакле пели мастера, работавшие в прежних постановках. Вокально и по-актерски блестяще драматическую партию Сантуццы исполнила Ирина Даць. Сильно и чисто звучал драматический тенор Александра Гурца (Туридду). Несколько сдержанно, но и глубоко (в вокальном плане) подала Лючию Татьяна Пиминова. Публику порадовал баритон Вячеслава Лупалова, который после нескольких лет молчания выступил во всей своей мощи таланта, исполнив роль обманутого мужа, сильного и мстительного. Обворожительно- легкомысленная Лола (Анжелина Швачка с бархатистым меццо-сопрано) раздувала страсти, разыгравшиеся по вине героини на сцене.

Оркестр, солисты, хор, дирижер Иван Гамкало, хормейстер Лев Венедиктов работали как единая творческая команда. Как правило, идя на «Сельскую честь», зрители желают услышать роскошную музыку — богатейшие увертюру и интермеццо, густо «сдобренные» органом, роскошные хоры, драматично оркестрованные арии, — и это все есть в новой постановке. Музыка «Сельской чести» насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы (действие происходит в XIX веке в сицилийской деревне на Пасху).

Уже прошли два спектакля, в котором ярко выступили Людмила Монастырская (Сантуцца), «звезда» которой все ярче разгорается не только в Киеве, но и на многих мировых сценах, Степан Фицич (Туридду), Николай Коваль и Дмитрий Гришин (Альфио), Татьяна Кузьминова (Лючия). Зритель тепло принимает спектакль — похоже, что опера прочно обоснуется в репертуаре театра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать