«Ситуация в Украине непосредственно такая, как в структуре головного мозга»
Психотерапевты знают, как различное сочетать в целоеТак же, как в свое время весь мир увлекался психоанализом доктора Зигмунда Фрейда, нынче научные круги врачей человеческих душ ценят профессора Носсрата Пезешкиана — основателя нового метода в психотерапии, который называется «позитивная психотерапия». Приезд из Германии в Украину автора метода — доктора медицины, всемирно известного психотерапевта, основателя Международной академии позитивной и транскультурной психотерапии, автора 25 книг, переведенных на 23 языка, — незаурядное событие в научном мире. Сам же Носсрат Перешкиан посетил Украину потому, что его очень заинтересовали культурные и геополитические особенности нашей страны, которые он называет уникальными на территории Европы. В конечном счете, они являются непосредственным предметом изучения позитивной психотерапии.
Метод позитивной психотерапии, как любой из приблизительно 150 нынче существующих, по- своему лечит страхи, депрессии, помогает человеку решить конфликты, восстановить душевное равновесие и реализовать себя. Но только позитивная психотерапия во время лечения учитывает особенности менталитета человека и культуру, в которой он вырос. Как рассказал господин профессор, он с командой проводил исследование в 33 странах, в частности, свыше 20 лет — в Китае и 19 — в Российской Федерации, изучая, какие культурные аспекты объединяют и разъединяют людей. Главная идея позитивной психотерапии — как сочетать различное. И в Украину он приехал за тем же — исследовать, как различное объединяется в целое.
«Культуральный аспект в Украине является очень интересным, так как у вас присутствуют большое культурное разнообразие и многоцветность, — говорит Носсрат Пезешкиан. — Мое видение Украины можно выразить в такой концепции: каждый человек, с первого своего дня после рождения несет в себе метафорический Восток и Запад, они — как правая и левая части мозга. Правая часть отвечает за эмоции, творческое начало, а левая — за логику, пунктуальность, работоспособность, бережливость. Обе части — абсолютно различны и равнозначны. И природа так сделала, что оба полушария объединяются мостом в одну единую функциональную систему. В Украине ситуация непосредственно такая же, как в структуре головного мозга, поэтому в геополитическом русле две части украинской нации должны дополнять одна другую».
Директор Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента Владимир Карикаш рассказал, что в Украине этот метод развивается с 1991 года и уже работает несколько сотен специалистов. «Я вспоминаю, что о позитивной психотерапии говорили как о любом открытии: сначала — не может быть, потом — в этом что-то есть, и наконец — так кто же этого не знает?» Казалось бы, что идея терапии — как сочетать различное — парадоксальна, но психотерапевты, практикующие этот метод, считают, что если человек хочет иметь то, чего не имеет, то для этого человек должен сделать то, чего он еще не делал.
Как сказал «Дню» президент Европейской ассоциации психотерапевтов и президент Украинского союза психотерапевтов профессор Александр Фильц, «то, что в Украине ведется дискуссия «кто есть кто», — это процесс неизбежный: не нужно забывать, что те части, из которых сегодня состоит Украина, до 1991 года жили в абсолютно различном ментальном и культурном мире. Нельзя за 15 лет достичь того, чтобы различные системы отсчета изменились. Все функционирует по законам психологии: массивное быстрое изменение идентичности наталкивается на сопротивление, и это сопротивление является неосознанным. Люди нуждаются в длительном и содержательном диалоге на эту тему. В настоящее же время Украина представляет собой уникальный социо-культурно-гео-политический случай ХХI века, которого история еще не знала: прежде всего потому, что мы 500 лет не имели своей собственной государственности, и вдруг «из ничего» в центре Европы создалась огромная страна. Такого нигде не было».
Господин Фильц убежден, что, как и всякая психотерапия, позитивная — в социальном контексте — может помогать украинскому обществу тем, что «будет называть и рассказывать о не совсем осознанных моментах, мешающих людям принимать свою идентичность».
Специалисты отмечают, что позитивная психотерапия уже показала результативность и в Германии стала одним из самых востребованных психотерапевтических методов — как при работе с отдельными людьми, так и при работе с определенными социальными группами для решения различных конфликтов.
В качестве конкретного примера возможного разрешения конфликта Александр Фильц навел такой: «На днях во Львове возникла дискуссия относительно заявления МИД России о том, что львовяне уничтожают какие- то памятники советских времен так же, как в Таллине. Собрались наши политологи, чтобы написать ответ, пригласили и меня — мол, а что скажут психотерапевты. На собрании говорили, что это позор, никому нельзя вмешиваться в наши дела, а я сказал так: я написал бы письмо от львовской общины МИД России с такими словами: «Уважаемые работники МИД России! Мы вас сердечно благодарим, что вы при всей своей занятости глобальными вопросами нашли время обратить внимание на наш периферийный город и прокомментировать наши события на весь мир. Мы вас благодарим, что вы обратили внимание на Львов, и готовы консультироваться с вами по всем культурным вопросам». А чего с ними спорить, если им нужно делать такие ноты?»
Вот таково психотерапевтическое решение проблемы. Конфликт в психотерапии — это ресурс для следующего шага, возможность изменить ситуацию и выйти на новый эволюционный виток. К сожалению, методы выхода из кризиса применяют в работе только психотерапевты. Политикам бы у них поучиться.
Выпуск газеты №:
№80, (2007)Section
День Украины