Сколько будет теневых правительств?
У наших политиков талант любую идею довести до абсурда. На днях «Наша Украина» приняла решение о создании собственного «нашеукраинского» теневого Кабмина. Второго по счету. Ранее Юлия Тимошенко заявляла о намерении создать свой теневой кабмин. И даже подробно расписала его права и обязанности в «Законе об оппозиции». Единственное, что Юлия Владимировна не учла, так это того, что в украинских реалиях теневых правительств может быть несколько. По словам политолога Вадима Карасева, Секретариат Президента и СНБО тоже могут быть своеобразными теневыми кабминами. Уже выходит четыре. Однако в украинской политике абсурд часто содержит в себе вполне серьезные намерения. Можно предположить, что вся эта история с правительствами, их абсурдизация имеет под собой вполне серьезную цель — помешать оппозиционной деятельности теневого правительства Юлии Тимошенко.
Однако Карасев не сводит все к контригре против Тимошенко. «Нашей Украине» тоже нужно с чего-то начинать, а поскольку в Украине нет опыта нормальной оппозиционной деятельности, все начинают хватать то, что уже устоялось в других странах. Есть в Великобритании опыт теневого кабинета министров. А не сделать ли нам тоже свой теневой кабинет министров? А не замахнуться ли нам, друзья, на Вильяма нашего на Шекспира! Поскольку опыта работы оппозиции в Украине нет (в парламенте как таковой оппозиции не было, потому что по любому закону складывались разные большинства), поэтому идея теневого правительства лежит на поверхности. Наверное считают, что это такая палочка-выручалочка, которая позволит политической силе прогреметь», — сказал Карасев «Дню».
Тем временем в БЮТе попытки «Нашей Украины» создать теневое правительство всерьез не рассматривают. Мол, «Наша Украина» не способна на решительные действия. «Я не считаю серьезными все телодвижения относительно создания какой-либо оппозиции на основе «Нашей Украины», — рассуждает бютовец- политолог Владимир Полохало, — Судя по всему «Наша Украина» никогда уже не станет единой силой. Накал противоречий там не снижается, а поэтому они не представляют серьезной угрозы для власти. А население «Нашей Украиной» уже не интересуется как блоком. Да и как можно им интересоваться, когда уровень поддержки измеряется пятью процентами. Поэтому все эти разговоры о теневом правительстве — имитация.»
Однако низкий рейтинг не мешает «Нашей Украине» бороться за звание главного оппозиционера. С одной стороны — Тимошенко провозгласила межфракционное оппозиционное объединение. С другой — «Наша Украина» создает конфедерацию «Европейская Украина». В эту конфедерацию было приглашено 10 политических сил, а вот про БЮТ забыли. Заместитель председателя партии «Реформы и порядок» Игорь Грынив на днях высказался по этому поводу. Он заявил, что создавать оппозиционное объединение без Блока Юлии Тимошенко нет смысла. «Моя позиция: если действительно говорим о консолидации общества, то ключевым моментом является консолидация тех сил, которые сейчас сплотились вокруг Президента, и всех, которые так или иначе тяготеют к Юлии Тимошенко». Грынив также не согласился с мнением Романа Бессмертного, что идеологической платформой оппозиционного объединения мог бы быть Универсал национального единства, поскольку он является «предметом компромисса между Партией регионов и «Нашей Украиной», а позиция всех других партий должна быть более четкой и понятной».
Сам Роман Петрович намекнул, что обсуждалась возможность совместных действий «Нашей Украины» и БЮТ. Но пока ясно одно, на сегодняшний день главная задача пропрезидентского блока не допустить в оппозиции монополии Юлии Тимошенко.
Выпуск газеты №:
№176, (2006)Section
День Украины