«Сладкий» акциз
В эти августовские дни плавятся не только шоколадные конфеты, но и асфальт. Зато в привилегированном положении оказались производители мороженого: спрос на него устойчиво держится на пиковой отметке. Ожидается, что в 2003 году объем производства мороженого в Украине составит 118 тыс. тонн, причем четверть приходится на глазированное мороженое.
Был период, рассказывает главный технолог компании «Троянда» Ольга Клиш, когда покупателям пришлось по вкусу мороженое, покрытое хрустящей шоколадной глазурью — такая технология распространена за рубежом. Однако последние исследования показали, что сейчас маятник потребительских пристрастий вновь качнулся в сторону традиционной мягкой глазури — молочно-жировой. И хладокомбинаты к этому без особых потерь приспосабливаются.
Гораздо хуже, когда смена приоритетов происходит вынужденно, под воздействием неблагоприятных экономических факторов. Сейчас такая угроза реально существует: правительство собирается сделать шоколад подакцизным товаром. Если шоколад подорожает, то производителям мороженого, сказала О.Клиш, придется переходить на применение более дешевой (следовательно, с худшими вкусовыми ощущениями) глазури. Вряд ли это обрадовало бы ценителей настоящего глазированного мороженого.
В конце июня правительство направило в Верховную Раду предложения о расширении перечня подакцизных товаров за счет кофе, шоколада и пищевых продуктов, содержащих какао. По замыслу Кабмина, эти меры должны привести к увеличению доходной части бюджета 2003 года. Предлагается ввести акциз на натуральный кофе в размере 0,2 евро за 1 кг (ожидаемое пополнение бюджета на 13,7 млн. грн.), растворимый кофе — 0,8 евро (33,3 млн. грн.), пищевые продукты, содержащие какао — 0,1 евро (1,7 млн. грн.), шоколад и шоколадную продукцию — 0,3 евро (2,1 млн. грн.).
Кондитеры не разделяют оптимизма правительства и резонно напоминают: это мы «уже проходили». Прецедент относится к 1996 году. Тогда введение акцизного сбора на шоколад привело к свертыванию производства и ухудшению наполняемости бюджета. Когда же акциз был все-таки отменен, производство шоколада и шоколадной продукции в Украине возросло в четыре раза. Как сообщил генеральный директор ЗАО «Укркондитер» Станислав Мироненко, в этом году в Украине ожидаемый объем производства — около 40 тыс. тонн шоколадной продукции (в 1990 году — 9 тыс. тонн). У кондитеров есть опасения, что с введением акциза на шоколад пострадают, в первую очередь, небольшие кондитерские фабрики, а контрабанда кофе и шоколада усилится.
Обеспокоены и участники новообразующегося рынка глазури. Для них возможное удорожание важных ингредиентов также не может пройти бесследно. И это тем более опасно, что потребители глазури — это, в основном, средний и малый бизнес, который даже небольшими изменениями экономической политики легко выводится «в минус». Официальной статистики по этому специфическому рынку нет, но, по оценкам специалистов компании «АВК», емкость рынка глазури в 2003 году составит 9—13 тыс. тонн, или $10—13 млн. Крупные кондитерские фабрики производят ежегодно 25 тыс. тонн глазури исключительно для собственных нужд. А вот другая ниша — частные предприятия пищевой сферы и кафе, чьи потребности в глазури постоянно растут, остается незаполненной. Пострадают и частные торговцы мороженым, имеющие работу только летом.
И все же «глазурь» для них в сравнении со «сладким» акцизом — лишь мелкие шалости. Как и для миллионов граждан, привыкших поддерживать тонус с помощью кофе и шоколада. Неужели в Украине снова начнет хождение анекдот советских времен о кофе, который можно пить, лишь хорошо забаррикадировавшись от соседей?
Выпуск газеты №:
№138, (2003)Section
День Украины