Снова «единственно верное ученье»
Уроки этики веры — это угроза демократии
Ознакомившись со статьей Людмилы Рябоконь «Взрослые требования к детской морали» («День» №139, 4.08.05), почувствовала желание заявить и о своей собственной позиции относительно ввода в школьный курс Христианской этики. Проблема, активно обсуждаемая в украинском обществе, — проблема духовности — сегодня особенно активизировалась в связи с инициативами Президента страны относительно скорейшего внедрения этики веры в школьное образование. Эта идея стала дополнительной головной болью Министерства образования и науки Украины, развязала руки некоторым церковным деятелям с их амбициями и поставила множество вопросов перед учеными, которые до сих пор не могут решить, что же это такое — этика веры.
Но оставим кесарю — кесарево и вернемся к ребенку. Мерилом всех нововведений здесь должен выступать главный принцип педагогики: не навреди ребенку. Вопрос религии и школы, веры и науки, духовности — это слишком сложные и многоаспектные вопросы, которые нельзя решать моментально и радикально; здесь нужно действовать последовательно, рассудительно, осторожно. У этой проблемы, на мой взгляд, несколько уровней рассмотрения и решения.
Во-первых. В соответствии с действующей Конституцией, принятыми законами об образовании, утвержденными образовательными стандартами, школа отделена от Церкви. Следовательно, любые приказы (поручения), касающиеся немедленного внедрения христианской этики (в предложенном варианте — это по своей сущности религиозная этика) являются нарушением Конституции и действующего законодательства.
Христианскую этику фактически уже несколько лет преподают в школах Западного региона как предмет по выбору. Однако учебники и пособия, которые используются для этого, не выдерживают никакой критики — это просто плохой комментарий библейских текстов. На уровне Министерства образования и науки Украины было бы целесообразно изучить сложившуюся ситуацию а затем определиться относительно возможности внедрения в общеобразовательных заведениях альтернативных курсов по морально- этической проблематике. Министерство должно предложить дифференцированный подход, но на основании взвешенных и продуманных шагов, отнюдь не до 1-го сентября 2005 года.
Во-вторых. Нельзя не учитывать новые реалии, в которых живет ребенок. Мы уже много говорили и говорим сегодня о социокультурном контексте, уходящем корнями в историко-культурный опыт, в духовные традиции народа. Без сомнения, это обязательная составляющая формирования духовности. Но не менее важно — вхождение ребенка в сегодняшнюю духовную реальность, переменчивую, неоднозначную, поликультурную, с совокупностью сосуществующих различных точек зрения на одни и те же явления...
Сегодня, когда большинство этических, моральных проблем человека считаются сферой его личной жизни (например употребление наркотиков, алкоголя, сексуальная ориентация и тому подобное), когда масс-медиа, радио, теле- и компьютерные средства коммуникации радикально меняют жизнь ребенка, а также развитие его потребностей, мотиваций, эмоционально-интеллектуальную сферу, остро возникает проблема, касающаяся формирования духовности с позиций именно смыслообразующих ценностей. Такое понимание духовности включает в себя культуру в самом широком смысле этого слова — традиционную, модерную и постмодерную, религию и мораль, молодежную культуру и субкультуру, право и экономику... В современном измерении все эти составляющие должны войти в формирование духовности. Именно это измерение отрицает единую для всех, унифицированную природу человеческого знания, культуры и духовности.
Речь идет о привлечении различных подходов, имеющих образовательно-воспитательную направленность. Без сомнения, одно из ведущих мест здесь должно принадлежать христианским ценностям как общечеловеческим достижениям европейской цивилизации, на которых построено мировое общекультурное пространство. Глобализация с ее темами все больше входит в Украину, и проблемы духовности в нашей стране все больше совпадают с дискуссиями, ведущимися на Западе. Мы должны подготовить детей к этим вызовам времени.
Ребенок, вырастая в семье, приобщается к тому типу духовности (религиозному или светскому), который культивируется в его семье. Впоследствии, в учебных заведениях разного уровня, особенно в средних, детское мировоззрение формируется в целом на основах научной рациональности. В пространстве досуга, в молодежных организациях ребенок или молодой человек находится в системе разнообразных влияний, доминирующих в этих средах. Растущая личность, прислушиваясь к своему внутреннему «Я», должна избрать свой собственный тип духовности. Задача педагогики и педагогов: помогать в этом выборе. Попытку представителей духовенства и законодательных структур снова внедрить в учебно-воспитательный процесс государственных учебных заведений «единственно верное ученье» — тенденция опасная не только учитывая свободу и демократию, но и свидетельствующая о попытке огосударствления человека, попытке сделать его полностью принадлежащим к целому.
В то же время в современных демократиях основные ценности, пропагандируемые обществом, — это толерантность и плюрализм, доверие, взаимное уважение, свобода, которые гарантируются законом, а с другой стороны — автономия личности, самостоятельность, свободный выбор, компетентность, ответственность, умение брать на себя решения, касающиеся своей судьбы, своих верований и пристрастий. Таким образом, происходит процесс субъективизации веры, которая становится частным делом.
Украина уже стала на путь такого понимания проблемы. Если посмотреть на практику формирования духовности через различные учебные заведения, то в последние годы наблюдаем отказ от сциентистской экспансии в гуманитарные знания и приобщение детей к другим формам духовного опыта человечества. Этот процесс начинается в начальной школе, потом в средней — через литературу, как зарубежную, так и отечественную, историю, курсы «Человек и мир», «Человек и общество», искусствоведческие дисциплины, где довольно широко представлены другие виды духовного развития человечества, тексты, знакомящие ребенка с опытом мировой культуры, в том числе с духовно-религиозным. Введение со следующего года в 5-м классе курса этика, опирающегося на культурологические подходы и, конечно же, включающего в себя морально-этические нормы христианской культуры как части общечеловеческой, также является шагом в приобщении детей к этическим канонам, нормам, правилам, подходам, между которыми нет четкой демаркационной линии, которая разделяет их на «настоящие» и «ненастоящие».
Но школа, тем более уроки этики, сами по себе ничего не решают. То есть, курсы этики — это ничтожная часть того разнообразного мира, в котором живет, растет ребенок. Они в наименьшей степени будут содействовать развитию духовности в условиях материальных лишений, обнищания, неполной семьи, расслоения общества, политических скандалов и катаклизмов, возмущающих наше общество.
В конце хотелось бы высказать одно очень утопическое пожелание: политики дорогие, не реформируйте школу в периоды политических перемен — это никогда не принесет пользы ни учителю, ни ребенку. Оберегайте ее, ведь именно она вывела вас в люди. Все вместе, всем миром заботьтесь о школе. И от того, как мы будем это делать, что в нее вкладывать, зависит очень многое. И начинать, на мой взгляд, нужно с себя, из собственного мировосприятия — нетерпимости или уравновешенности, уверенности или сомнений, умения слушать и слышать или поучать.
Ольга СУХОМЛИНСКАЯ — действительный член Академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, профессор. Занимается изучением вопросов истории педагогики, теории и методики воспитания. Ольга Васильевна является постоянным автором «Дня». Известный всему миру украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский — отец Ольги Васильевны.
Выпуск газеты №:
№143, (2005)Section
День Украины