Снятие напряжения
О дной из топ-новостей вчерашнего дня, которую усиленно распространяли как информагентства, так и мобильные телефоны, стала отставка министра топлива и энергетики Сергея Ермилова. В пятницу, как сообщила пресс-секретарь главы украинского государства Алена Громницкая, Президент Украины Леонид Кучма подписал соответствующий указ.
С.Ермилов впервые возглавил Минтопэнерго в июле 2000 года (по апрель 2001 года), а второй раз вошел сюда в качестве министра 30 ноября 2002 года. Слухи о его отставке, подогреваемые противниками прямого направления использования нефтепровода Одесса — Броды, ходили уже давно, достигая своего апогея именно в самые напряженные периоды в ходе подготовки правительством решения по этому вопросу. Кроме этого проекта, в ведении Ермилова находился также проект создания газотранспортного консорциума (и тут и там он был председателем межведомственной правительственной комиссии), а также частично уже осуществленный проект создания рынка энергетического угля. Эти ключевые направления работы министерства были одновременно и болевыми точками энергетики и всей страны. Слишком многих не устраивала политика министра. Возможно, она не страдала излишней гибкосттю и была несколько прямолинейной, но для выбора и маневров у Ермилова был слишком узкий коридор. Слишком мощные лоббисты «работали» по этим трем направлениям отечественного ТЭКа. И слишком многих «напрягал» Ермилов.
Обозначил некоторые нюансы народный депутат, лидер ПРУП Виктор Турманов (фракция «Регионы Украины»). Из его заявления о намерениях привлечь Ермилова к уголовной ответственности можно сделать вывод о том, что проект рынка энергетического угля очень сильно затронул интересы угольных генералов и связанных с ними финансово-промышленных групп.
Впрочем, отставка была топ- новостью лишь несколько первых минут. Дальше все вопросы переместились в сферу версий: кто станет новым министром и каких в результате этого можно будет ожидать последствий? Среди наиболее вероятных кандидатов — нынешний глава «Энергоатома» Сергей Тулуб, как и Ермилов, уже дважды до этого побывавший в главном кресле на углу Прорезной и Крещатика. Он не только обеспечил хорошие показатели руководимой энергокомпании, находившейся на грани банкротства, но и сумел сохранить ровные отношения на всех уровнях власти. Тулуб грамотен и напорист, не имеет равных по опыту управления многоотраслевым энергетическим хозяйством страны.
Вторым не менее проходным кандидатом является заместитель министра энергетики и одновременно глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко. Это также специалист высокого класса, обладающий несколькими немаловажными преимуществами. Среди них молодость и поддержка Москвы. Минус для Бойко — его молчаливое позиционирование в качестве сторонника реверса нефтепровода Одесса — Броды, а поэтому соответственное отношение к нему на Западе и европейски ориентированных кругах украинского истэблишмента.
Некоторые источники называют в качестве возможной кандидатуры президента «Укртранснафты» и специального уполномоченного Украины по вопросам создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Александра Тодийчука. Этот вариант, конечно, приветствовали бы в Европе, но даже в ближайшем окружении Александра Сергеевича, этот сценарий всерьез не рассматривают.
Мало кто вспоминает также об экс-вице-премьере Виталии Гайдуке, чью экономическую и энергетическую эрудицию нельзя в нынешней ситуации сбрасывать со счетов. Гайдук еще не остыл от энергетических проблем, которые ему приходилось решать, и мог бы с ходу включиться в процесс... Но при здравом рассуждении понимаешь, что уйдя со своего поста не без скандала, связанного с реализацией межгосударственного договора о создании международного консорциума, он перекрыл для себя возможность вернуться, во всяком случае так скоро.
Кстати, отставка Ермилова, по данным источников «Дня», близких к руководству ТЭКа, произошла после того как в четверг, на заседании правительственной комиссии по вопросам ЕАНТК, на которую не явились докладчики — руководители «Нефтегаза», Ермилов задал вопросы, на которых, по-видимому, стоит табу. Источник их перечислил: почему оператором в порту «Пивдэнный» стала оффшорная компания, установившая неподъемный тариф $14 за тонну, почему и на каком основании российской «Транснефти» разрешили практически монополизировать транспортировку нефти по системе нефтепроводов «Дружба»? Возможно, ответы станут понятны после нового назначения.
Выпуск газеты №:
№41, (2004)Section
День Украины