«Сокращать дальше – некуда»
Ученые в очередной раз требуют увеличить финансирование научной сферы — и так спасти ее от коллапса
Вчера ученые прошли большим шествием от столичной Европейской площади к Кабинету министров и Верховной Раде. За последние месяцы это вторая подобная акция Национальной академии наук Украины, первый массовый пикет состоялся в декабре прошлого года, когда депутаты принимали бюджет на 2016 год. Требования ученых остались неизменными — увеличить финансирование науки. Сейчас оно составляет 2,3 миллиона гривен, что на 19% меньше, чем в прошлом году. Ученые утверждают, что это лишь 0,2% от ВВП, в то время как в Европе на науку выделяют 2—3% ВВП.
«День» неоднократно освещал проблему финансирования науки. Эксперты рассказывали нам о рисках подобного урезания бюджета, в частности, о сокращении штата ученых, оттоке молодых кадров за рубеж, свертывании мощных исследовательских программ. Сегодня ученые констатируют: эти прогнозы становятся действительностью.
«Я НЕ ПОМНЮ, КОГДА МЫ ПОКУПАЛИ НОВЫЕ ПРИБОРЫ»
«В мире число ученых ежегодно растет, а у нас удельный вес научных работников скатывается до уровня Албании и Молдовы, где науки не было как таковой. За последние четыре-пять лет число научных работников уменьшилось на четыре тысячи. В нашем Институте теоретической физики имени Боголюбова в конце прошлого года было 220 работников, месяц назад сократили 24 человека, на прошлой неделе подписан приказ о сокращении еще 20 человек, дальше сокращать некуда», — констатирует Анатолий Загородний, академик, вице-президент НАН Украины.
«Наш институт занимается разработками коронарных шунтов для операций на сердце, разработанные нами сплавы используют на заводе «Антонов», в вагоностроении. То есть задач много, а работаем три-четыре дня в неделю при мизерном финансировании, — дополняет коллегу Татьяна Владимирова, старший научный сотрудник Института металлофизики. — А сколько лет мы не получаем средства на капитальные расходы! Я не помню, когда мы покупали новый прибор, новые установки «лепим» из старого. Вся молодежь, которая со мной работает, сейчас на курсах английского языка, ищут выход на Францию и Польшу. Неужели наши сотрудники не достойны лучшей жизни?».
Ученые в очередной раз отмечают, что без науки невозможно сильное и конкурентоспособное государство. Заявляют, что со своей стороны готовы реформироваться и оптимизироваться — то есть пойти по требованиям, которые выдвинуло им государство вместе с сокращением бюджета, только бы власть в ответ услышала их требование: увеличила расходы для научных академий на 725 миллионов гривен.
ЗАРПЛАТЫ УЧЕНЫХ ДОЛЖНЫ ВЫРАСТИ ВДВОЕ. КАК — НЕИЗВЕСТНО
Также ученые просят заложить в бюджет на 2017 год средства на науку, которые бы отвечали требованиям нового закона «О науке и научной-технической деятельности». Как растолковал Анатолий Широков, председатель профсоюза НАН Украины, с января 2020 года должностной оклад младшего научного сотрудника должен быть на уровне двойной ставки работника промышленности.
«Сегодня младший научный сотрудник максимум получает 3 015 гривен, а средняя зарплата в промышленности — 5 252 гривни. То есть зарплата молодого ученого должна быть на уровне 10 000 гривен. Кроме того, закон «О науке и научной-технической деятельности» утверждает, что государство должно выделять на науку не менее 1,7% ВВП. Обе этих нормы вступают в силу с 1 января 2017 года, но каким образом состоится этот рост?» — задает риторический вопрос Анатолий Широков.
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВА — ГПУ И МВД
Ученые рассказывают, что проблемы наслаиваются одна на другую, растут как снежный ком: есть ряд разработок оборонного характера, однако чиновники ими не интересуются, необходимо продолжать работу по выведению новых сортов твердой пшеницы, которыми сейчас засевается треть всех посевных площадей, и без финансирования это невозможно, в медицинской академии работают над новыми технологиями, которые могли бы помочь в лечении раненных бойцов, но и эти программы под вопросом.
Ученые опровергают аргумент власти, что финансировать науку во время войны невозможно. Так называемую сыворотку Александра Богомольца, благодаря которой спасли тысячи раненых во время Второй мировой войны, изобрели в разгар боевых действий — тогда финансирование науки было довольно щедрым.
Очередной митинг стал последней попыткой выйти на диалог с властью. Хотя обращений уже было немало как от украинских ученых, так и от их зарубежных коллег. А на февральском заседании парламентского комитета по вопросам науки и образования приняли решение о необходимости увеличения расходов на науку из бюджета-2016.
«Если нас не услышат, научное сообщество будет инициировать перевыборы власти», — озвучивает план действий Анатолий Широков. Кстати, ученые привели несколько интересных цифр: за последние восемь лет финансирование науки выросло всего на 11%, в то время как Генпрокуратуры — на 240%, Министерства внутренних дел — на 506%. Правильно ли государство расставляет приоритеты?
Выпуск газеты №:
№70, (2016)Section
День Украины