Спасет ли луцкий ясень «привязка» к Лесе Украинке?
В городе решают судьбу древнего дерева
Это разлогое дерево растет почти у Въездной башни средневекового Луцкого замка и является теперь не только одним из самых старых деревьев города, но и самым известным. Ведь табличка на нем гласит, что это — не просто биологический памятник местного значения, а дерево самой Леси Украинки. Якобы именно под ним не просто любила отдыхать, когда жила с семьей в Луцке, будущая известная писательница, а даже приходилось не раз слышать, что под этим ясенем маленькая Леся написала свое первое стихотворение.
Сейчас же в городе решают проблему с деревом, которое очень старое, имеет полости внутри и просто опасно для прохожих. Если бы это было просто старое дерево, его бы банально спилили. Однако шлейф легенды, которая тянется за ним десятилетиями, не позволяет это сделать. Первый заместитель луцкого городского головы Святослав Кравчук считает, что дерево нужно спасти, ведь оно стало символом Старого Луцка. Однако версия о его связи с биографией известной землячки у специалистов давно вызывает глубокие сомнения. Поэтому, учитывая аварийность насаждения, его и предлагали срезать, долгое время здесь просто не было охранительной таблички, а была банальная... свалка.
Главный хранитель фондов Волынского краеведческого музея Наталия Ефимовна ПУШКАРЬ — не просто старожительница города (в Луцке она с 1947 года!), но и известный в Украине лесевед. Поэтому версию о том, что ясень — Лесин, не воспринимает, опираясь на исследования биографии известной землячки и семьи Косачей в целом.
— Если сестра Леси Ольга пишет, что Леся очень боялась проходить через костел, потому что в нишах сидели монахи и стояли раскрашенные статуи, то я этому верю. Леся боялась, но шла, потому что хотела послушать органную музыку. А я еще помню те ниши и те статуи, потому что училась в помещении бывшего монастыря, который рядом с костелом, в Луцкой девятой школе. В 50-е годы прошлого века костел, конечно, уже не действовал, в нем находились склады, но двери часто были открыты. И мы, дети, убегали туда с уроков или проходили через костел в школу, — вспоминает Наталия Пушкарь.
Да и нужно только сопоставить, говорит она, даты пребывания в Луцке семьи Косачей и Леси, в частности, и возраст дерева. В то время, когда сама Наталия Ефимовна училась в школе в Старом городе, ему должно было бы быть более ста лет. А если дети часто бывали в замке, то не заметить такое дерево было бы невозможно, считает она. В итоге ярлык о «Лесином ясене» она объясняет очень просто. В советские времена перед помещением бывшей Луцкой тюрьмы стоял памятник подпольщице и комсомолке Паше Савельевой (он, кстати, при независимой Украине как-то ночью просто бесследно исчез). А в музее хранился обломок тюремной стены, на котором Паша перед казнью якобы выцарапала целое послание к потомкам. Наталия Ефимовна по поводу идентичности надписи и исторической правды дискутировала с одним партийным функционером и таки убедила его, что это — скорее, фальшивка. На что тот ответил: «Но нам нужны герои!» Жаль, считает она, что невинное дерево стало частью легенды, которая не может иметь отношения к истине. Однако вся эта история в очередной раз подтверждает, что нам нужно лучше изучать собственную историю.
Выпуск газеты №:
№118, (2013)Section
День Украины