Способен — не способен
Почему прокурор не доверяет премьеру, а премьер — прокуроруЗадержание бывшего заместителя председателя Нацбанка Владимира Бондаря по подозрению в злоупотреблении служебным положением в очередной раз показало нездоровое, если не сказать больше, отношение к действующей власти даже ее самых первых носителей. Если бы руководитель правительства Витор Ющенко, комментируя из Николаева обвинения в адрес своего бывшего заместителя, сказал только то, что В.Бондарь «не способен осуществить любое правонарушение», его слова были бы вполне понятны. Гражданин Ющенко имеет право верить или не верить каждому. Но потом премьер высказал надежду, что в случае с задержанием Бондаря не будет работать «закон силы или политической интриги». Иными словами, руководитель правительства поставил под сомнение объективность киевской прокуратуры в ее желании расследовать дело об убытках в 5 миллионов долларов, которые как будто нанес государству в 1997 году Владимир Бондарь на должности заместителя председателя Нацбанка. Излишне вспоминать весь массив обвинений, выдвинутый сегодня в адрес отечественных правоохранительных структур и, в частности, прокуратуры. Обвинения в необъективности, предубежденности и выполнении политических заказов стали настолько обычными, что на них почти не обращают внимания. И зря. Потому что опровергнуть такие обвинения и восстановить уважение к себе, а значит и к закону, можно только, как можно быстрее доводя дела до открытого суда, который и должен определять вину или невинность. Что же мы имеем на практике? Тот же Павел Лазаренко крепко зацементирован в народное сознание как вор, который украл чуть ли не полстраны. Но ведь суда над Лазаренко еще не было! Можно при случае вспомнить целый ряд известных политиков, которые обвинялись в уголовных преступлениях с хищением многомиллионных сумм. Это и Александр Ткаченко, и Ефим Звягильский, и еще ряд очень известных во власти людей, по делам которых суды так и не состоялись. Народу до сих пор неизвестно, воровали эти политики миллионы или это неправда. Если неправда, то должны нести ответственность те, кто эту неправду тиражировал на весь мир.
Каждое подобное дело делает следствие и суд уязвимыми перед обвинениями во всех грехах. Кажется, даже те, кто должен бы устанавливать законность, после каждого своего действия прислушиваются: а что скажут об этом «наверху». И «наверху» не молчат. Виктор Ющенко, который после длительного периода молчанки и поддакивания Президенту вдруг заговорил от своего имени, не понимает, вероятно, что, делая предположения относительно «закона силы», который как будто может иметь место в действиях прокуратуры, подставляет под удар всю систему власти. Ибо если человек, на котором «висят» миллионы и даже миллиарды неизвестно куда исчезнувших средств, называет себя «узником совести», тогда мелкие мошенники и воры, которые ожидают суда за решетками, должны быть еще более «политическими». А неплательщики налогов теперь вполне справедливо будут называть себя пострадавшими за противодействие «Партии Регионов», возглавляемой главным украинским сборщиком налогов. И так до бесконечности. Говорить в таких условиях о законности совсем не получается. Когда каждое действие власти рассматривается как чей-то заказ, не стоит надеяться на наименьшее доверие к власти. Ставя (может и небезосновательно) под сомнение действия прокуратуры, Витор Ющенко наносит еще один удар по власти, олицетворением которой является сам. Тем более, что премьер высказывает пока только абстрактные подозрения в «политических интригах», а прокуратура имеет на ключевую фигуру из возглавляемого им в свое время Нацбанка вполне конкретное уголовное дело.
КОММЕНТАРИИ
Владимир СЕМИНОЖЕНКО, депутатская группа «Солидарность»:
— Произошедшие события, касающиеся размещения резервов Национального банка, могуть иметь неоднозначную оценку. Во-первых, в то время резервный фонд существенно снижался, и именно в то время развернулась наибольшая критика председателя Национального банка, которым являлся тогда Виктор Ющенко. Ведь, я помню, даже тогда он имел не очень уверенную позицию по этим вопросам, но основные процессы, которые проходили с резервным фондом, были связаны с его первым заместителем В. Бондарем. Да, действительно можно говорить об определенной оправданности некоторых кредитов, которые давались из резервного фонда. Но происхождение части денег до сих пор не выяснено, и есть большие вопросы к правовым оценкам этого. Я думаю, что именно эти правовые оценки должны быть сделаны в рамках следствия. Я не вижу в задержании В. Бондаря никаких политических мотивов и думаю, что сейчас вся критика укрывательства коррупционных действий, при наличии оснований, должна быть реализована властью. И если есть основания для обвинения в коррупции, то нужно раскрыть все действия, которые привели к этому.
Алексей МАРЧЕНКО, депутатская группа «Возрождение регионов»:
— Я исхожу из того, что если люди действительно причастны к махинациям, а именно так назывались вещи, которые инкриминировались должностным лицам Национального банка, то они должны отвечать по закону, как и все остальные в нашем государстве. И если в данном случае Бондарь нарушил закон, он должен отвечать так же, как и все остальные, кто нарушил закон. Однако меня в этой ситуации удивляет только одна вещь: руководитель не знал, что делает его заместитель. Ведь речь идет не о мелочах. Речь идет о вопросах, которые рассматриваются на высоком уровне и от которых зависит дальнейшее сотрудничество с международными финансовыми организациями, банковскими, кредитными структурами. От этого зависит и дальнейшая судьба Украины, ибо наше государство пока что действительно является зависимым от них. Если же речь идет о сотнях миллионов гривен, то, мне кажется, в этой ситуации вся та команда, которая была причастна к махинациям (а я не верю в то, что руководству банка ничего не было известно), должна отвечать за такие вещи. Сегодня уже можно сказать, что это повлияло на экономическое состояние государства — в Украине в связи с этим было прекращено выполнение программы расширенного финансирования МВФ. И, возможно, если бы этого не произошло, то ситуация была бы иной. Этот вопрос будет обязательно присутствовать при заслушивании отчета правительства в парламенте и обязательно будет поднят при оценке деятельности правительства.
Александр РЯБЧЕНКО, председатель Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации:
— Арест Бондаря, показания и уголовное дело, естественно, будут рассматриваться через призму премьер-министра Виктора Ющенко, что, конечно, политически (в имиджевом отношении) будет иметь влияние, как бы тень наложит на личность Ющенко как на человека, возглавлявшего в то время Нацбанк (если будет установлено нарушение закона и суд примет решение о наказании Бондаря). Но юридически Ющенко недоступен — я думаю, там нигде нет ни одной его подписи, все подписывал Бондарь. Крайне маловероятно, чтобы председатель Нацбанка подписывал бумаги по делам, которые ведет его первый заместитель. 10 апреля, когда в парламенте будет обсуждаться отчет правительства, это не будет иметь практических последствий и не окажет никакого воздействия на итоги голосования — народные депутаты будут руководствоваться совершенно другими критериями. Слишком короткий срок, чтобы создать событие, которое могло бы влиять... На общественное мнение — да. На депутатов же повлиять невозможно, да и прокуратура не такая глупая, чтобы арестовать кого- то в расчете на то, что депутаты будут по-другому голосовать. Для этого документы нужны. Установили что-то — давайте документы, если они существуют, справки. Если бы были документы о каких-то незаконных операциях, в которых принимали участие члены действующего правительства, то это имело бы значение, а арест по старому делу едва ли будет воспринят депутатами как какой-то сигнал. Все было давно известно. И еще тогда могли арестовать, а могли и не арестовывать. Предмет для уголовного расследования, несомненно, существует. Другое дело, чем было вызвано нарушение интересов государства — корыстью или профессиональной недоработкой? Этот вопрос, наверное, и должен рассматриваться в суде. Может быть, за прошедшее с тех пор время получены какие-то новые данные... Если они депутатам будут предоставлены и, действительно, содержат обвинения против действующих членов правительства, это будет серьезно...
Выпуск газеты №:
№52, (2001)Section
День Украины