«Таких – мы не берем...»
Родители протестуют против изоляции детей с аутизмом от учебы в школах и детсадах![](/sites/default/files/main/articles/03042015/2autizm.jpg)
«Наши дети — в изоляции. Дайте им свободу!» — требовали вчера, во Всемирный день распространения знаний об аутизме, родители детей с этим заболеванием под стенами Министерства образования. Именно образовательная система не позволяет этим детям чувствовать себя полноценными в украинском обществе.
«На наших детей навешивают ярлыки, ограничивают во всем. Сейчас мой сын учится в специализированном дошкольном учебном заведении, и мы понимаем, что ребенка с аутизмом будет очень сложно устроить в нормальную школу. Везде мы слышим одно: «Таких — мы не берем...» Специализированных заведений практически нет, а обычные школы не заинтересованы в том, чтобы учить наших деток. Если бы наш сын имел возможность ходить в класс, где учатся дети без аутизма, — он быстрее бы развивался и адаптировался. Нельзя научиться быть таким, как все, когда тебе постоянно показывают, что ты другой», — говорит Александр Панченко, отец шестилетнего Кирилла.
Инклюзивное обучение в Украине законодательно утвердили в 2010 году. Но, по словам родителей, прописанные нормы до сих пор не функционируют. Родители понимают, что процесс перехода длительный, и для этого необходимы средства, потому готовы со своей стороны помочь государству организовать обучение детей в переходный период. Теперь среди основных требований — введение в школе должности ассистента ребенка.
«Такое нововведение не требует никаких средств от государства. Работу будут выполнять выбранные родителями люди на волонтерских началах. Это должен быть не ассистент учителя, а своеобразный коммуникатор, который помогает связать окружающую среду и учебный процесс в единое целое и помочь ребенку в случае необходимости, — рассказывает председатель Ассоциации родителей детей с аутизмом Евгения Паничевская. — Дело в том, что ребенка с аутизмом могут отвлечь от работы многие вещи, к примеру, ручка, упавшая на пол. Ассистент будет подсказывать, на что обратить внимание, какие учебники достать и как себя вести в тот или иной момент. Для школы это непривычно. Многие учителя, которые в настоящий момент слышат о нашей идее, выступают против. Но у нас есть успешные примеры такого взаимодействия как за рубежом, так и в Украине. С помощником дети учатся значительно эффективнее, и нагрузка на учителя уменьшается».
К протестующим вышли представители министерства, в частности начальник отдела образования детей с особыми потребностями Департамента общего среднего и дошкольного образования Татьяна Симоненко. Она заверила, что министерство готово к диалогу, и пригласила родителей к общему обсуждению дальнейших действий.
К слову, похожая акция уже проходила в 2013 году, но за два года сотрудничество дальше обсуждений не пошло. Родители надеются, что на этот раз их предложения таки примут во внимание.
Выпуск газеты №:
№58, (2015)Section
День Украины