Тарас СТЕЦЬКИВ: Наши политики мыслят категориями персональных обид

Вчера в кулуарах Рады обсуждали события вторника. Как объяснить демарш группы «За Украину»? Сама распространенная версия: Ющенко сказал Международному валютному фонду одно, а своим депутатам — другое. И таким образом пытается показать, что коалиции нет.
Другая версия — группа Кириленко определяется относительно своего места в политике и своих перспектив. Надо сказать, это уже не первое проявление несогласия Кириленко с Президентом. Несколько дней тому назад он выступил категорически против одновременных президентских и парламентских выборов. А вот Тарас Стецькив (депутатат от фракции НУ-НС) считает, что Кириленко движет банальная обида. В интервью «Дню» Тарас Степанович также спрогнозировал, что никаких досрочных парламентских выборов не будет.
— Как объяснить демарш группы «За Украину», которая во вторник не проголосовала за внесение в повестку дня законопроектов, касающихся сотрудничества с Международным валютным фондом? При том, что накануне Президент призывал сделать все возможное для принятия этих важных законов...
— На самом деле, этот эпизод является доказательством того, что наши политики мыслят категориями не государственного интереса, а категориями персональных обид. Он не думал, что голосование его группы лишает Украину денег МВФ, он думал, как отомстить Ющенко. И это самое печальное, что украинская политика, часто в исполнении Ющенко, Тимошенко, Януковича, либо в исполнении политиков второго эшелона, является местечковой и хуторянской, не имеющей ничего общего с государственным интересом.
— Сейчас очень многое зависит от Конституционного Суда. Как вы считаете, на чью сторону он встанет — Президента или правительства?
— Ничего принципиально Конституционный Суд не изменит. В Украине состоятся президентские выборы.
— 25 октября?
— Либо 26 декабря, либо 17 января. Борьба за дату — это несерьезный вопрос. Очевидно, что не будет досрочных парламентских выборов до президентских, какое бы Конституционный Суд не принял решение. Вопрос только в одном — чтобы президентские выборы не превратились в разгром страны. Чтобы тот, кто проигрывает президентские выборы, признал свое поражение. Если во второй тур выйдут два кандидата и наберут приблизительно одинаковое количество голосов (безусловно — кто-то выиграет, а кто-то проиграет) и побежденный не признает результатов выборов, тогда они могут разорвать страну пополам. И тогда для страны это станет трагедией.
— Но кажется и в БЮТе, и в ПР, не настроены на драку. Звучат заявления из обоих лагерей, что нужно принять выбор украинцев, каким бы он ни был.
— Дай Бог, я буду только рад, если так произойдет.
— К тому же Тимошенко может остаться премьером и после президентских выборов.
— Если Янукович выиграет президентские выборы, он никогда не оставит Тимошенко премьером. Проблема этих двух лидеров в том, что каждый из них желает абсолютной власти. Поэтому они вряд ли договорятся о Конституции, они не договорятся о выборах Президента в парламенте, потому что они оба настроены на борьбу за абсолютную власть. Поэтому этого не будет. Каждый из них, к сожалению, действует по принципу, что победитель должен получить все. Культура компромисса у них отсутствует.
— Но сегодня мы являемся свидетелями очередного сближения Партии регионов и БЮТ. На ваш взгляд, чем это может закончиться?
— Бесспорно, продолжается какой-то процесс, но, по моему убеждению, он не имеет никаких шансов.
— Почему?
— Есть один вопрос, на который никто не может дать ответа: куда делось постановление Верховной Рады о создании временной специальной комиссии относительно изменений Конституции? Единственной формальной основой союза ПР и БЮТ является внесение изменений в Конституцию, чтобы разделить власть на двоих. Где проект постановления? Это значит, что они «недобазарились». Но какие-то разговоры ведутся.
— Как вы объясните слова Президента, что «Яценюк нужен стране»?
— Выглядит, что он его топит. Он его обнимает и душит в своих объятиях. Он продолжает верить, что Балога ему «порешает» выход во второй тур. А во втором туре он считает, что у всех не будет выхода, кроме как проголосовать за него. И это может быть правдой, потому что тот, кто из оранжевых выйдет во второй круг, имеет большие шансы выиграть у Януковича. Только во второй круг может выйти либо Тимошенко, либо Яценюк. У Ющенко шансов нет. Он неадекватно оценивает ситуацию. Он оторвался от реальности, и потому, на самом деле, является дестабилизирующим фактором в украинской политике.
— А вы заметили, что шквал критики со стороны Секретариата в адрес правительства уменьшился?
— Они это слишком поздно поняли. Если бы Виктор Андреевич вовремя понял, как нужно себя вести с Юлией Владимировной, он никогда не устроил бы такого идиотизма, который он устроил с января по март 2008 года. Когда 3 — 4 раза в день они атаковали Юлю, что она неправильно встает, неправильно ходит... Ющенко уже ничего не поможет.
— А что происходит с «Нашей Украиной»? В понедельник ее покинула Ольга Герасимьюк, и, говорят, следует ожидать еще многих заявлений о выходе?
— «Наша Украины» погибает по одной простой причине — Ющенко считает «Нашу Украину» своей частной собственностью. Так, в свое время он уничтожил свой собственный рейтинг, он уничтожает свою партию и надежду людей. Потому что наибольшая вина Ющенко в том, что он уничтожил надежду миллионов. Он действительно был первым действительно Украинским Президентом, но он оказался бездарным Президентом Украины. Не способным модернизировать страну.
— Нет ли параллелей между Рухом и «Нашей Украиной»? Как погиб Рух, так теперь погибает и «Наша Украина».
— Нет, параллелей здесь никаких нет. Рух рождался как действительно народное низовое течение. А «Наша Украина» была искусственно сделана под Ющенко. И делали ее Ехануров и Бессмертный. И делали ее по образцу КПСС. А Рух — это была настоящая народная инициатива.
— А куда движется «Народная самооборона»? К БЮТ?
— Я не знаю, куда ведет «Народную самооборону» Юрий Луценко.
Выпуск газеты №:
№66, (1996)Section
День Украины