Театр и город
В столице начался Международный фестиваль «Київ травневий»На этот раз в программе фестиваля, в отличие от первых лет его проведения, отсутствуют театры из Азии. Зато европейская сцена представлена очень разнообразно: от экспериментальных трупп до академических коллективов, от бурлескных, фольклоризированных постановок до драматических моноспектаклей. Фестиваль, собственно, открылся нетрадиционным «Сардаффассом» — международным проектом, осуществленным известным украинско-венгерским режиссером Атиллой Виднянским совместно со словацкими, сербскими и черногорскими артистами. Пьеса, по которой делали спектакль, представляет собой фантасмагорию в духе Павича — про сына древних языческих божеств, Луны и Пана, Сардаффасса, имеющего главную цель в жизни, — попасть в первое печатное издание Библии. Карнавальная стихия пьесы передана на сцене хорошо — Виднянский умеет организовывать движение актерской массы. Однако в том, что касается темпоритма спектакля, чувствуются проколы — после живого, эффектного начала постановка теряет энергию, становится утомительной, вялой.
Похожие проблемы имелись и с еще одним спектаклем, к которому также было приковано внимание большинства театралов, — «Словам на песке», поставленным талантливейшим Римасом Туминасом по «Счастливым дням» Семюэля Беккета на сцене Литовского национального драматического театра. Причина, впрочем, здесь иная — Туминас нашел нужные визуальные и пространственные решения для сложнейшего текста Беккета, однако, похоже, исполнительница не смогла поддержать уровень самоотдачи, который требовала от нее, вне сомнений, тяжелая роль.
Впереди, кстати, еще один моноспектакль — «Любовная отповедь» по Габриэлю Гарсиа Маркесу в исполнении легендарной Софико Чиаурели (18 мая в Киевском театре оперетты). Другой несомненный «хит» программы — два спектакля Петербургского театра на Литейном, одного из лучших в России на сегодня, — «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского и лауреат премии «Золотая маска» «Эдип-царь» по трагедии Софокла (15 мая на сцене театра Франко и 16— 17 мая в Театре на Липках соответственно).
Студийные и экспериментальные коллективы будут представлены уже полюбившейся киевлянам краковской «Баней» с работами «Бешеное шоу...» и «Татуаж» (оба на сцене Молодого театра 16 и 18 мая), французской труппой «Алис» (они выступят в Театре на Липках 21—22 мая), пражским Театром нового фронта (со спектаклем «Петрушка» в Театре на Подоле 23—24 мая), Хорватским сатирическим театром «Керемпух» с завлекательным «Спектаклем Гамлета в селе Мрдуша Нижняя» (27 мая в Молодом театре)...
Несомненно, ажиотаж будет сопровождать предполагаемый показ версии пьесы Альфреда Жарри «Король Убю», осуществленной Александром Калягиным на сцене своего театра «Et Cetera» (23 мая в Национальной драме имени Франко). Однако участие этого спектакля в фестивальной программе пока что под вопросом.
Закончится же «Київ травневий» достаточно необычно, передав эстафету Передвижному фестивалю чешских фильмов «Кинематограф братьев Цадиков».
Так что у нас впереди — расцветающий город и разноцветье театров. Настоящий Киев майский.
Выпуск газеты №:
№79, (2003)Section
День Украины