Перейти к основному содержанию

Тринадцатилетние виртуозы

01 ноября, 19:18
МИРОСЛАВ СКОРИК ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАЛЕРИЮ ШУШКЕВИЧ, ЗАВОЕВАВШУЮ ВТОРОЕ МЕСТО В «МЛАДШЕЙ ГРУППЕ» КОНКУРСА ИМ. В. ГОРОВИЦА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Из шести победителей Международного конкурса им. Горовица в «Младшей группе» пятеро — украинцы.

В этот раз соревновались совсем юные конкурсанты в группе «Горовиц-дебют» и более опытные пианисты в «Младшей группе».

По словам председателя жюри «Горовиц-дебюта» Валерия Козлова, каждый из 42-х музыкантов очень старался хорошо выступить. Соревнования проходили в четырех номинациях (по сложности программы). Приятно, что украинская фортепианная школа хорошо себя показала. В частности, специальными призами отметили украинских пианистов Владимира Кочнева («За виртуозные достижения в юном возрасте») и Анатолия Хару («За лучшее исполнение произведения украинского композитора»), который интересно интерпретировал «Бурлеск» Мирослава Скорика.

В «Младшей группе» судейскую бригаду возглавлял маэстро М. Скорик. Здесь свою виртуозность показали 11 музыкантов. Первую премию жюри решило не присуждать, а второе место поделили ученик музшколы при Пекинской центральной консерватории Нансон Хуан из Китая и Валерия Шушкевич, которая учится в Донецкой ССМШ для одаренных детей. Третью и четвертую премию также разделили между четырьмя пианистами из Украины.

— Мирослав Михайлович, как вы относитесь к тому, что дети играют на конкурсах серьезную, «взрослую» программу?

— Конкурс дает значительный толчок в артистическую жизнь, воспитывает чувство сцены, «чувство слушателя». Что же касается программы соревнований, то в каждом случае все зависит от того, как дети исполняют конкурсные произведения. Сегодня акселерация отражается даже на их исполнении. Я думаю, что это имеет право на жизнь, но только в том случае, если юный музыкант имеет соответствующие данные для того, чтобы играть серьезную музыку.

— Отличаются ли критерии оценивания детей и взрослых исполнителей на конкурсах?

— Отличия в критериях оценивания бесспорно есть. Каждый возраст имеет свои особенности и это членам жюри следует учитывать. Предположим, на примере «Младшей группы», разница даже в два года уже очень чувствуется. У детей совсем разный подход к исполнению произведений. Поэтому жюри нужно быть очень осторожным в своих оценках. Нам нужно уметь учитывать все наименьшие нюансы детской психики.

— Отличались ли детские интерпретации произведений классиков на нынешнем конкурсе и в предыдущие годы?

— Бесспорно, интерпретации меняются. Думаю, что само время диктует новые условия. Даже когда слушаем записи старых виртуозов, то понимаем, что их трактовка интересна, но очень отличается от того, как это трактуется сейчас. Это очень интересная проблема. Она происходит от того, что каждый исполнитель имеет свои индивидуальные особенности.

— Почему сейчас большинство детей хочет стать поп-звездой, а не академическим музыкантом?

— Это глобальная проблема. Она касается детей многих стран. Я считаю, что конец XX и начало XXI века — это время, когда не только музыка, но и все серьезное искусство «подупало». Сегодня во всем мире поп-музыка приобрела большую популярность в широких кругах людей. Меня очень беспокоит, что часть молодежи деградирует. Они не умеют слушать так называемые серьезные произведения. Академическая музыка и эстрада идут разными дорогами. Есть такое понятие как мода. Но мода быстро проходит, а классика — вечна. Даже Конкурс им. В. Горовица показывает, что классическая музыка имеет свою аудиторию, своих исполнителей, своих любителей. Она живет и будет еще очень долго жить.

Я считаю, что нынешний конкурс им. В. Горовица удался. Хотя жаль, что в «Младшей группе» было мало участников — всего 11 музыкантов. Первое место мы не присуждали, а второе, третье и четвертое разделили между двумя конкурсантами. Например, Нансон Хуан из Китая, который разделил с Валерией Шушкевич вторую премию, получил спецприз «За виртуозность», а В. Шушкевич отмечена «За исполнение произведений французских композиторов» и персональным призом «Лондон Прайз» — мастер-классы и концерты в Лондоне. Вы знаете, возможно небольшое количество участников конкурса объясняется тем, что соревнования проходили в конце октября и дети, которые учатся в школах, не смогли серьезно подготовиться, а кто-то побоялся участвовать в соревновании. Впрочем, мы услышали очень хороших исполнителей, которые делают первые шаги на сцене. Думаю, что фамилии многих музыкантов мы еще не раз услышим.

— Что вы чувствуете, когда дети играют ваши произведения?

— Это приятно. Я допускаю разные трактовки, интерпретации, а поэтому не поддаюсь личным чувствам. В первую очередь я учитываю, играют ли убедительно, чувствуют ли музыку, находят ли что-то новое, свое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать