Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Учебникам нужна реформа

Педагоги требуют повысить качество школьных пособий в Украине
11 декабря, 19:52

С переходом на 12-летнюю систему образования в общеобразовательных школах изменения коснулись не только срока обучения школьников, но и учебных программ, предусматривающих разработку новых учебников. Изменилось ли их качество, содержание и доступность для каждого школьникa — именно эти актуальные вопросы изучали организаторы проекта «Общественные платформы образовательной реформы в Украине» на протяжении 2007 года. По данным мониторинга школьных учебников, который охватил школы Полтавщины и Одесщины, специалисты пришли к неутешительным выводам. Так, язык, которым написаны тексты учебников, часто не соответствует возрастным особенностям учеников (загружен научными терминами), содержание учебных пособий расходится с действующей программой обучения, иногда в них отсутствуют актуальные темы, связанные с реальной жизнью. Среди других отрицательных черт эксперты делают акцент на низком качестве печати и дизайна, многолетнем сроке использования, недоступных ценах, непонятных рисунках, а также на неподготовленности авторов к написанию учебной литературы.

— Просто жаловаться на некачественные учебники — это бесполезное дело, — сказал руководитель проекта «Общественные платформы образовательной реформы в Украине» Георгий Касьянов. — Чтобы решить проблему, нужно действовать и предлагать конкретные решения. В ходе мониторинга учебников в регионах мы пришли к выводу, что повысить их качество невозможно без привлечения европейского опыта. А это включает разработку новых технологий изготовления учебников, привлечение учителей-практиков к их написанию, а также учет мнений учеников и родителей во время их апробации.

Сейчас при создании учебника издатели и авторы избегают многочисленных испытаний учебной книги (изучения нового пособия учителями, проведения по ним пробных уроков). Как убежден кандидат философских наук, проректор Полтавского областного института последипломного педагогического образования Сергей Клепко, без апробации невозможно выяснить, отвечает ли учебник государственным стандартам, понятен ли он ученикам и насколько его содержание соответствует программе. Если включить эти испытания в процесс подготовки учебников, он будет продолжаться минимум года три-четыре. Сегодня на выход учебника в Украине тратится всего год. Поэтому, чтобы повысить качество учебников и избежать ошибок при их издании, по словам господина Клепко, нужно разработать более планомерный и продолжительный процесс их создания.

На качество учебников, по словам заместителя редактора газеты «Учебники и пособия» Ярослава Гапьюка, также влияет дизайн: часто разностилевые и декоративные рисунки, которые ничего не означают, только усложняют восприятие текста учениками. Работая над художественным оформлением, следует помнить, что оно не только формирует у школьников эстетические вкусы, но и влияет на ведение ими записей в тетрадях. Господин Гапьюк советует отечественным дизайнерам обращать внимание на оригинальную подачу иллюстраций иностранных изданий: вырезанные и увеличенные фрагменты репродукций картин, рисунки бытовой тематики и синхронные таблицы «Жизни выдающихся личностей» в учебниках по истории и т.д.

По словам президента Ассоциации директоров частных общеобразовательных учебных заведений Евгения Медреша, настоящим провалом в системе образования также является отсутствие выбора учебников для изучения определенной школьной дисциплины (для одного школьного предмета должно существовать минимум пять различных учебников). Довольно часто учителя утверждают, что пособия по литературе и истории слишком заидеологизированы, поэтому ученики изучают не реальные факты, а авторские мысли. Чтобы преодолеть этот кризис, на взгляд господина Медреша, в системе образования нужно создать общественно- профессиональный орган, который будет контролировать процесс подготовки и апробаций школьных учебников. Потому что в настоящий момент, кроме Министерства образования и науки Украины, в государстве нет других образовательных структур, которые бы занимались проблемой выпуска учебной литературы.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ЛЯШЕНКО, академик-секретарь отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании Академии педагогических наук Украины:

— Проблема качества школьных учебников достаточно стара. Во все времена молодые поколения стремились получать образование по качественным книгам. Потому что от качества учебника зависит результативность и эффективность обучения и полученных знаний. Поэтому в контексте перехода на 12 летнее образование в Украине эта проблема приобретает значительныемасштабы, потому что учеников нужно обеспечивать новыми учебниками. Сегодня школьники младших классов учатся по книгам нового поколения, постепенно на них переходят ученики 5—6 классов. Но на каждом этапе учебного процесса необходимо анализировать, насколько эти книги соответствуют потребностям общества и педагогическим требованиям. От этого зависит отношение общества и педагогов к учебной книге, а также качество знаний.

Мониторинг качества учебников должен натолкнуть нас на кардинальные перемены и в системе образования — учебники должны стать доступными и привлекательными для школьников. На сегодняшний день 40% родителей не могут купить необходимые учебники, по большей части это малообеспеченные семьи. Безусловно, учебник не может быть абсолютно бесплатным, но цена на него должна быть умеренной. На мой взгляд, наше образование должно развиваться по принципу: государственный стандарт должен быть один, учебных программ — несколько, а учебников еще больше. Тогда можно говорить о преодолении кризиса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать