Уроки европейскости
эксперты предлагают начать со школыШкола должна воспитывать будущих граждан объединенной Европы. Такой однозначный вывод всех участников «круглого стола» на тему: «Введение в общеобразовательных учебных заведениях Украины специального курса, посвященного основам европейской интеграции: достояния, проблемы и перспективы». Его организаторами выступили, в частности, комитет Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции, Центр европейского и сравнительного права, Британский совет в Украине. Участие в дискуссии приняли глава парламентского комитета по евроинтеграции, народный депутат Борис Тарасюк, заместитель министра образования и науки Виктор Огневьюк, руководители ряда школ и лицеев из разных регионов Украины. Организаторы представили участникам проект школьного спецкурса «Европейский выбор Украины». По мнению представителя Центра европейского и сравнительного права (организации, занимавшейся подготовкой учебника) Геннадия Друзенко, европейский выбор Украины уже затронул вопросы, касающиеся осведомленности наших граждан относительно истории и сегодняшнего дня Европейского Союза, а также понимания ими своей европейской идентичности. Именно на них должен дать ответ предложенный спецкурс, рассчитанный на учеников старших классов, кстати, уже апробированный в киевской школе № 16. По содержанию спецкурс достаточно серьезен, предусматривает рассмотрение как отдельных тем вопросов, режущих слух, по-видимому, даже многих выпускников вузов: «Амстердамский договор», «Европейская палата аудиторов», «Копенгагенские критерии» и тому подобное. Но отзывы учеников о новом предмете, зачитывавшиеся на «круглом столе», довольно положительны, многие дети говорят о нем с восторгом, признаваясь, что после уроков занимаются «образованием» своих родителей и соседей. Геннадий Друзенко призывал воспринимать подготовленный проект учебника в первую очередь как толчок к более масштабной работе в этом направлении, к разработке других аналогичных пособий. Замминистра образования и науки Украины Виктор Огневьюк согласился, что украинским детям пришло время прививать осознание своей европейскости, однако относительно конкретных методов и путей высказал некоторые предостережения. По мнению заместителя министра, сам по себе ни один спецкурс, даже самый лучший, не способен решить проблему. Чтобы приблизить учебный процесс к тем требованиям, которые ставит перед ним европейский выбор украинского государства, необходимы комплексные перемены, включая как содержание предметов, так и способ организации обучения, считает он. Этот спецкурс, конечно, имеет право на существование, но те знания, которые нужны нашим детям как будущим полноправным европейцам, содержат различные курсы, — сказал господин Огневьюк, отметив, что реформы, проводящиеся сегодня в школе, в значительной степени нацелены на приближение украинского образования к европейским стандартам. С точкой зрения о необходимости комплексного подхода, судя по оживленной дискуссии, согласились большинство присутствующих руководителей образовательных учреждений. Существующая школьная программа и так перегружена предметами, и ввод еще одного может оказаться проблематичным, отмечали они. Однако приближать школьное образование к европейским канонам через новые методики преподавания и содержательное обновление предметов требуется уже сейчас, не тратя попусту времени, — практически в один голос заявили те, кому отведена общественная функция воспитания и обучения будущих избирателей и налогоплательщиков.
Выпуск газеты №:
№230, (2003)Section
День Украины