Утром — грибы, вечером — реанимация
Почему четыре из пяти отравлений происходят в степной зоне?
Конечно, призыв не касается искусственно выращенных шампиньонов и вешенок — речь идет о так называемой «тихой охоте», в которой чуть ли не каждый украинец считает себя непревзойденным мастером. И, между прочим, абсолютно зря. Несмотря на то, что середину июля не назовешь разгаром грибного сезона, в Украине с отравлением грибами госпитализировано несколько десятков человек, и далеко не все из них смогут еще раз отправиться в лес за грибами. И отнюдь не потому, что денек-другой в реанимации разуверили их в собственном грибном «профессионализме». (Как показывает опыт, многие вновь идут за грибами буквально на следующий день после выписки). Просто за первую половину июля семь «грибников» уже умерли от отравления. 6 июля — два человека в Харьковской области. 8 июля было госпитализировано еще двенадцать жителей Сумской области, и пятерых из них уже нет в живых... Словом, любителям грибов есть о чем задуматься. Но задумаются ли они?
По информации пресс-центра Минздрава, основными причинами отравления являются незнание грибов и невнимательность при их сборе. Значение имеет не только «сорт» самого гриба, но и зло-доброкачественность его соседей, а также общая экологическая ситуация. И если отличить мухомор от лисички большинство грибников-любителей все же способны, то такие тонкости, как количество радионуклидов на квадратный метр, просчитать самостоятельно не удастся. Потому грибы не рекомендуется собирать вовсе. Тем не менее существуют объективные факторы, которые не дадут украинцам отказаться от походов за грибами.
Во-первых, финансовое положения большинства наших граждан делает предпочтительнее сомнительные подосиновики из леса, чем шампиньоны за 12 гривен килограмм из супермаркета. По данным социологического исследования, проведенного Центром «Общественный мониторинг», каждому четвертому украинцу не хватает денег на необходимые продукты питания. Так что возможность поесть вкусно и бесплатно оказывается намного реальнее опасности отравиться.
Во-вторых, существует еще и психологическая проблема. Люди не доверяют чужим словам, и все заявления Минздрава в комплекте с полусотней ежегодных газетных статей и телевизионных сюжетов для них — пустой звук. Психолог Наталья Бастун рассказала «Дню», что чернобыльцы продолжали собирать грибы и после взрыва на атомной станции, отвечая на все предупреждения: «Да какая радиация, ты ее видишь?» Особенно это характерно для старшего поколения, у которого жизнь в Советском Союзе воспитала фильтры против директивной пропаганды. Призывы об осторожности стекают с такого человека, как с гуся вода. Кроме того, наши граждане движутся инстинктом заготовителя: «Если так по лесу гуляет, то вроде и бездельником себя чувствует, а грибы собирает — будто делом занимается, — говорит Наталья Бастун. — И никто ничего не боится, потому что все помнят: в прошлый раз ели грибы, и ничего не случилось». Что же касается страшной статистики, то ее «героев» собиратели грибов воспринимают, как людей крайне недалеких. В отличие от самих себя. «Да я умею собирать грибы, я все детство к бабушке в село ездил, травятся только те, кто не умеет», — доказывал корреспонденту «Дня» знакомый. Словом, никакой надежды на истребление грибной «веры в себя» нет.
Тем, кто хоть и не отказывается от собирания грибов, но все же готов прислушаться к Минздраву и здравому смыслу, можно посоветовать следующее. Стоит остерегаться пластинчатых грибов, старых, перезрелых и очень молодых. Кроме того, грибы не стоит запивать алкогольными напитками, так как алкоголь способствует всасыванию яда в организм. Детям грибы не следует кушать вовсе, растущему организму все равно не удастся усвоить то полезное, что может в них быть. Для людей с нарушением пищеварения грибы также слишком тяжелое лакомство. Ну и главный совет: употреблять в пищу только те грибы, в которых вы абсолютно уверенны, и только в том случае, если вы разбираетесь в грибах не на уровне «ездил к бабушке каждое лето».
Опытные грибники чаще всего встречаются на Полесье, где много дикорастущих грибов и давняя традиция их собирания. А жители степной зоны собирают грибы на лесопосадках, и все они для них одинаковые — просто грибы. Отсюда статистика — четыре пятых отравлений происходят в степной зоне — Одесской, Херсонской, Донецкой и Запорожской областях.
На то, чтобы заниматься профилактикой, денег, увы, не хватает. Зато уходят они на реабилитацию горе-грибников. К примеру, один день в реанимации отравившегося несъедобными грибами с учетом необходимых процедур и медикаментов обходиться приблизительно в 800 гривен. А интенсивная терапия для ребенка может стоить даже полторы тысячи.
Выпуск газеты №:
№129, (2005)Section
День Украины