Увидеть мечту
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021113/4208-2-1_0.jpg)
13 ноября — Международный день защиты слепых. Ныне, по статистическими данным, в Украине проживает около 67 тысяч незрячих людей. В состав УТОСа, которое состоит из 186 первичных организаций, входят около 55 тысяч человек. Каждого из незрячих объединяет одно желание: полноценно жить, насколько позволяет тяжелый физический недостаток, и не мешать жить окружающим. УТОС имеет свои журналы и газеты, свои библиотеки, но самое главное, что общество слепых самостоятельно создает рабочие места для слепых. Проблемы незрячих, которые проживают ныне в Украине, независимо от их местожительств, почти везде одинаковы. В материале корреспондента «Дня» — как живут незрячие в селах Виннитчины, где их насчитывается 973 человека.
ГДЕ ЛУЧШЕ ОСЛЕПНУТЬ?
Если я вдруг потеряю зрение (что возможно с любым зрячим), то мою дальнейшую судьбу будет определять такое сейчас не существенное дело, как место рождения. Жизнь слепых в городе и селе отличается так же, как жизни зрячего и невидящего. Поскольку я ребенок крестьян, то меня ожидал бы худший вариант. В поле меня не возьмешь и дома не оставишь. Разве что плела бы хозяйственные «сетки». Но теперь они, как и слепые, никому не нужны. Между тем только в Винницкой области в селах живут 973 незрячих. С появлением всевозможных польских кульков, «сеток» слепым никто не заказывает, соответственно, и не платит зарплату. Поэтому в селах слепые остались без надомной работы и не умирают от голода благодаря родителям или инвалидной пенсии — в среднем 140 грн. Этого будет достаточно на хлеб, а зрелища заменяет радио, если оно работает, и поздравительная открытка от первичной территориальной (районной) организации слепых по случаю Нового года или какого-то государственного праздника. Мне почтальонка еще читала бы поздравление с 8 марта. Правда, если бы в районном УТОСе не забыли бы внести мою фамилию в списки и выпросили бы деньги на открытку. Можно дешевую и даже еще советскую. Я же все равно ее не увижу, да и главное — не подарок. Тепла от внимания на кусочке бумаги слепому в селе хватает, чтобы радоваться до следующего праздника.
— Получая открытку, эти люди как бы ощущают, что они кому-то нужны, кто-то о них помнит, — говорит Татьяна Смирновская, инструктор Винницкого областного правления УТОС.
На Виннитчине работают шесть территориальных и три производственные организации слепых. Им иногда удается выпросить у местных предприятий для своих членов несколько килограммов круп, муки, растительного масла, иногда дешевой бытовой химии и самых распространенных лекарств. Такой гуманитаркой балуют и незрячих в городе. Возможно, даже чаще. Хотя и «просящих» сейчас развелось хоть отбавляй, а эйфория от первой волны меценатства прошла. Но в областном центре дающих организаций куда больше, чем в районе. Там не только не у кого просить, но и негде поселиться. Несколько первичных организаций слепых, а это, как правило, двое-трое наполовину зрячих, которые заботятся о более незрячих, сделали офис дома, и на такие расходы, как бумага и телефонные разговоры, деньги выкраивают из своей пенсии. Раньше было легче. Можно было переехать в областной центр и работать в Винницком учебно-производственном объединении Украинского общества слепых (УПО УТОСа) (кстати, в народе его называют «завод для слепых»), питаться в столовке, поселиться в таком же общежитии, познакомиться с таким же незрячим, и все было бы, как у людей. Так и было. Теперь это производство погибает — из 700 слепых, которые имели стабильную зарплату и работу, остались 508, ожидающих заказа на свою продукцию. Впрочем, где наедятся двое, хватит и третьему.
Поэтому на учебно-производственном предприятии для слепых, как сказал его директор Георгий Удовик, бывший офицер, который на службе полностью потерял зрение: «Какую-нибудь работу мне, может, и нашли бы, но где бы я жил?» Заводское общежитие переполнено до отказа, а 14-этажный недостроенный дом законсервировали еще 7 лет назад. Сразу же возник вопрос: какого черта и для кого в моей стране утверждают программы различной помощи и предоставления жилья малообеспеченным слоям населения? Но поскольку вопрос риторический, то при возможной слепоте, сидеть мне в селе безвылазно, что и делают молодые люди по окончании спецшколы или внезапно потеряв зрение. «Мы отказываем в работе всем, кто обращается к нам, — продолжает Георгий Удовик, — по одной причине: негде селить людей. Сами они этой проблемы не решат, потому что кому нужен в квартире слепой квартирант, даже если он вовремя оплачивает снятую комнату?»
Поэтому жилье стало камнем, о который слепые спотыкаются чаще всего. Было бы где жить, а работа для незрячих в городе найдется. Знаю одного слепого, который торгует в пригородной электричке. Учитывая ситуацию, вокзальный рэкет его не трогает, а пассажиры из жалости раскупают непритязательный товар. Но случается всякое, поэтому после школы слепого отца по электричкам водит зрячая дочка. Ясно, что торговать, играть, петь или просто попрошайничать все не будут, но это для зрячих на работе важно побольше заработать денег, а для слепых — пообщаться. Предприятие не только обеспечивало их материально, но и устраивало их досуг и, самое главное, у слепых был свой круг общения. Это была как бы страна в стране. Теперь слепые вместе с работой потеряли свой мир, и это ужаснее, чем безработица. 82 слепых в Виннице взяли на работу обычные предприятия, но среди зрячих слепые — как в чужих санях; даже если коллеги будут к ним относиться как к полноценным, слепые все равно будут чувствовать свое неравенство. Родное предприятие давало слепым нормальную социально-культурную жизнь: клуб и кружки на базе предприятия здорово поддерживали дух слепых и хотя сейчас все развалилось, они продолжают заниматься спортом, петь, ставить спектакли, причем костюмированные, потому что это для них — жизнь.
МЕЧТЫ
Наталья Слюсарчук — молодая женщина в темных очках, веселая и коммуникабельная. В лабиринтах заводских коридоров так хорошо ориентируется, что я удивилась, когда мне сообщили о ее зрении. Но больше всего поразила ее история. У Натальи был муж с такими же недостатками зрения и дочка, отрада и надежда. Как-то в новогоднюю ночь семья возвращалась из гостей. Папа нес ребенка на руках, поэтому когда его сбил пьяный водитель, они погибли вместе. В одно мгновение Наталья потеряла все. Эту трагедию вынес бы не каждый зрячий. Она же начала петь. Сейчас работает на заводе завклубом и поет в женском трио. На всеукраинских фестивалях творчества слепых ее коллектив занимает первые места. И единственное, на что она жалуется — зрячие не берут их на свои песенные фестивали. Она мечтает об участии в таком конкурсе и надеется снова родить ребенка. Наталья вышла замуж во второй раз. Как завклуб, она организовывает заводской новогодний огонек, рождественские колядки, елку для детей сотрудников, торжественные проводы в школу и праздник 8 марта. На заводские мероприятия сходится до 200 слепых. Вместе с ними празднуют зрячие, которые пришли работать на завод как обслуживающий персонал. Их поражает, что слепые живут и отдыхают как одна семья. «У нас весело, — рассказывает Наталья Слюсарчук. — Есть свой вокальный женский ансамбль и вокально-инструментальный мужской. Ребята на вечерах играют, мы танцуем, получается очень весело».
С ребятами, как их называет Наталья, из вокально- инструментального ансамбля я встречалась дважды: когда пыталась уговорить их согласиться на интервью и когда они шли с очередной репетиции. Возвращаясь с завода и размышляя над материалом, повернула не в ту улочку и опять вышла к УТОСу. Два моих интервьюера-музыканта держались за руки. У одного была палочка, он ею стучал по металлическому бордюру. Так они смогут дойти домой, где их ожидает семья. У одного из трех музыкантов двое детей. У других по трое. Слепые, в отличие от зрячих, не боятся рожать. Недавно в их общежитие пришла большая радость: Алла Мельник, которая не видит ничего, познакомилась на курорте с таким же мужчиной. Поженились. Он переехал к жене и устроился на местном заводе. Несколько месяцев назад у них родился сын, и хотя родители его не видят, но так ему радуются, что даже не смущаются, что не могут о нем заботиться. Маленького Артура балует все общежитие. Все, кто хоть что-то видит.
Но вернемся из общежития в заводской клуб. В инструментальном ансамбле уже знакомые нам мужчины играют 22-й год, все закончили музыкальное училище. Когда на заводе есть работа — работают, когда нет — играют. Так живут. Еще во времена Союза ездили на смотры художественной самодеятельности УТОС, привозил медали и грамоты. Теперь хотя фестивали и не устраивают, но за песни слепым дают более полезные вещи. Иногда коллектив приглашают играть на свадьбе. Это поддерживает семейный бюджет. Но с такими же коллективами из других городов они уже не могут общаться. Последний раз на творческий смотр слепых музыкантов виннитчане ездили 10 лет назад. Больше возможностей проявить себя есть у слепых спортсменов. У них есть даже своя игра — голбол. Игрокам завязывают глаза, чтобы они максимально ориентировались на звуки и ловили мяч, слушая, где он летит. «Это помогает в обычной жизни, — рассказывает Мария Егорова, заместитель директора учебно-производственного предприятия УТОС по социальным вопросам. — Спорт у нас особый. Так, винницкая команда по голболу как чемпион Украины в полном составе вошла в сборную Украины по этому виду спорта. Еще у слепых спортсменов есть шахматы и шашки. Чемпионка Украины по шахматам — тоже виннитчанка. В сборную Украины спортсменов с недостатками зрения входят также 2 наших борца дзюдо. Спорт, музыка, драматургия становятся для большинства слепых жизнью, дают ее им и связывают с окружающим миром.
Выбор досуга небольшой, да и тот — благодаря дирекции местного предприятия, которое еще содержит общежитие. Слепые за него не платят. Они народ не переборчивый и работящий. Обходятся тем, что есть, и мечтают не о повышении пенсий, а о работе. И она у них была: до распада СССР слепые собирали детали для электротехнических и тракторных агрегатов. «В 90-х годах эти заводы остановились, а вместе с ними и мы, — рассказывает Георгий Удовик. — Чтобы как-то зарабатывать деньги, взяли в фонде соцзащиты кредит и закупили изношенное оборудование для производства водяных насосов. Но когда у людей денег только на хлеб, то воду из колодца они тянут ведром, поэтому покупателя ищем за границей. И в 10—15 раз снижаем цены по сравнению с аналогичным их товаром. Насосами занимаются мужчины, а незрячие женщины собирают кипятильники.
Ежегодно центральный комитет профсоюза просит Верховную Раду оставить УТОСовским предприятиям льготы и освободить их от уплаты НДС, соцстрахования, налогов с прибыли и на землю. Это дает возможность людям с недостатками зрения что-то зарабатывать на своих предприятиях и обустраивать социально-бытовую сферу и досуг. «В этом году, — беспокоится Георгий Удовик, — в Верховной Раде серьезно звучат голоса, чтобы лишить этих льгот и слепых, и глухих. Нас спасет и даст возможность жить только коллективная работа». В этом может помочь только государство, объявив монополию слепых хотя бы на какой-то один вид продукции, например, консервную крышку.
Сегодня, 13 ноября, в Международный день защиты слепых, незрячие виннитчане мечтают об этом больше всего. Но, наверное, делать крышки слепые будут только в мечтах, потому что об их нуждах до этого писали уже столько, что, кажется, зрение потеряли и те, чей долг беспокоиться о незрячих.
Выпуск газеты №:
№208, (2002)Section
День Украины